Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодНачалаСлужения 1969 Дела oxd.49 => oxd.49 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Образование
      Печорская Духовная Семинария при Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре
      Год поступления 1932 
      Год окончания 1936 
      Окончил Печорскую Духовную семинарию при Свято-Успенском монастыре
      Варшавский университет, богословский факультет
      Год окончания 1939 
      магистр богословия 
      Учился в Варшавском университете на богословском факультете.
      В 1937г. женился на учительнице английского языка Елизавете Петровне Нестеровой,
      дочери русского географа Петра Владимировича Нестерова.
      В 1939г. окончил богословский факультет Варшавского университета со степенью
      магистра богословия
    Рукоположение
      диакон 
      1937 
      День 21 
      Месяц 9 
      Кто рукоположил архиепископ Печорский Николай (Лейсман) 
      В 1937г. в Праздник Рожества Пресвятой Богородицы был рукоположен во диакона
      иерей 
      1937 
      День 26 
      Месяц 9 
      Кто рукоположил архиепископ Николай (Лейсман) 
      Через пять дней был рукоположен во священника к Георгиевской церкви пог.Сенно
    Служение
      Эстония, Печорский у., пог.Сенно, церковь св.вмч.Георгия Победоносца 
      иерей 
      Год начала 1937 
      После рукоположения служил в церкви св.вмч.Георгия Победоносца в с.Сенно
      Эстония (ныне Псковская о.), г.Печоры, церковь Сорока Севастийских Мучеников 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год окончания 1941 
      Позднее о.Константин служил настоятелем в церкви Сорока Севастийских Мучеников в Печорах.
      В 1940 — 1941гг., когда Эстония стала частью СССР, многие члены семьи
      князей Шаховских были арестованы и репрессированы.
      Отец его Яков Михайлович был арестован и без предъявления обвинений сослан в
      Ургенч, где скончался в начале войны от голода и лишений.
      Муж сестры — член Русского общевоинского союза Владимир Заркевич — расстрелян,
      а сама сестра с годовалым ребенком сослана в начале 1941г. на поселение в
      тайгу, на север Томской области.
      Тесть о.Константина, учитель печорской гимназии Петр Владимирович Нестеров,
      был арестован НКВД и расстрелян без суда и следствия в тюрьме г.Тарту в
      начале войны
      Псков, Псковская Духовная Миссия, церковь прп.Варлаама Хутынского 
      иерей 
      Должность настоятель, учитель школы при Варлаамовской церкви 
      Год начала 1941 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1942 
      С началом войны Псков был оккупирован немцами.
      О.Константин был включен в состав Псковской Духовной Миссии, которая окормляла
      оккупированные районы.
      С августа 1941г. в числе первых миссионеров Псковской Православной Миссии
      он прибыл во Псков.
      О.Константин восстановил закрытую и обращенную в склад церковь прп.Варлаама Хутынского
      во Пскове, где служил настоятелем в 1941–1942гг.
      Организовал школу для детей при этой церкви, вел религиозно-просветительную
      работу среди молодежи, которая сплачивала молодежь, воспитывая ее в духе
      Православия.
      Из воспоминаний (на вечере памяти о.Константина в Пскове в 2009г.) одной из
      учениц этой школы Миры Федоровны Яковлевой, которая, будучи подростком,
      проживала в Пскове и училась в школе, которая была открыта при храме
      св.преп.Варлаама Хутынского:
           
      "Мы вспоминаем сегодня замечательного человека, миссионера, проповедника.
            Для нас подростков он был первым нашим духовным отцом...
            Осенью 1941г. город Псков стал глубоким немецким тылом. В городе местными
            властями были открыты несколько начальных школ для детей младшего
            возраста. Подростки с 14 лет были трудообязанными, они должны были
            становиться на учет биржи труда, а школьное обучение для этого возраста
            не предполагалось. Подростки среднего возраста (12–14 лет) остались ни
            при чем...
            Однажды моя бабушка вернулась из церкви и рассказала о том, что после
            богослужения настоятель храма обратился к прихожанам с приглашением
            приводить детей и внуков в школу, которая открывается при храме.
            Школа это хорошо, но почему в церкви, и чему там будут учить?
            Знакомые мальчишки отказались идти в школу, сказав, что у них есть дела
            поважнее. В назначенный день и час 16 девочек-подружек собрались у входа
            в храм, стояли, боясь переступить церковный порог, а другого отдельного
            входа в школу они не нашли. Вдруг на пороге появился молодой рослый
            человек с русыми волосами, широкой улыбкой и пригласил проходить в класс,
            который находился в левом приделе (до того там размещалась церковная
            сторожка) церкви св.преп.Варлаама Хутынского. Это был школьный учитель,
            его звали Василий Васильевич Миротворский. Он приехал для церковной
            работы в рядах Псковской Православной Миссии из города Печоры,
            с отцом Константином он был давно знаком по деятельности в Русском
            Студенческом Христианском Движении. И вот девочки, имеющие опыт
            советской школы, несколько пионерских песен и ни одной молитвы,
            не без робости вошли в учебный класс. Было сразу понятно, что к нашему
            приходу тщательно готовились, нас здесь ждали.
            Во время урока в класс вошел отец Константин. Он отличался от всех,
            кого до сего часа видели школьницы. Он был другим. Высокий, стройный,
            очень красивый, элегантный. Девочки вскочили с мест. Он поздоровался и,
            увидев их замешательство, связанное с тем, что они не знали, как
            ответить на приветствие священника, предложил им садиться на свои места.
            Запомнился голос отца Константина — негромкий, но проникающий в душу.
            В школе преподавали разные предметы, в том числе историю, русский
            язык, литературу, Закон Божий. Много нового узнали школьницы.
            Например, что наша история состоит не только из крестьянских восстаний,
            рабочих стачек и революций. Что было гораздо больше царей, чем тех,
            кого мы знали — Ивана Грозного и Петра Первого по кинофильмам, а
            Николая II — по карикатурам. Узнали о том, что Карамзин написал не
            только "Бедную Лизу", но и "Историю государства Российского".
            Начали читать классиков русской литературы, недоступных в советской
            школе.
            Но все же самым ценным было общение, беседы с отцом Константином.
            Он было широко образован, деликатный, хорошо знал детскую психологию.
            Темы разговоров с воспитанниками — любите своих ближних, будьте добры к
            людям, будьте милосердны к оступившимся. При этом он не говорил это
            прямолинейно, а это неприметно передавалось от его души к нашим душам.
            Влияние отца Константина неоценимо...
            Многие из воспитанниц церковной школы были крещены бабушками, но наше
            настоящее духовное крещение произошло здесь в сторожке при храме
            св.прп.Варлаама Хутынского. В этом огромная заслуга протоиерея
            Константина Шаховского".

      О.Константин вел большую работу по оказанию помощи больным, беженцам и
      военнопленным.
      Организовал многодневный Крестный ход в Печерский монастырь и обратно,
      убеждал немецкое командование разрешить местным жителям оказывать помощь
      многочисленным военнопленным, находившимся в ужасающих условиях в концлагерях
      на Псковщине.
      О.Константин отказался служить благодарственный молебен в день рождения Гитлера. Отец Константин был арестован 1944
      В 1990-е годы в местной Псковской газете была напечатана статья
      одной женщины, которая в годы войны была прихожанкой о.Константина и с теплотой
      и благодарностью вспоминала священников Миссии, и в частности о.Константина.
      Позднее о.Константин служил в пос.Струги Красные
      Псковская о., пос.Струги Красные 
      иерей 
      Год начала 1942 
      Год окончания 1943 
      Псковская о., г.Печоры, церковь Сорока Севастийских Мучеников 
      иерей 
      Год начала 1943 
      Год окончания 1944 
      Весной 1944г. во время бомбардировки Печор был полностью разрушен дом,
      где жил о.Константин с семьей, и они эвакуировались в Латвию
      Латвия, г.Рига, кафедральный собор во имя Рождества Христова 
      иерей 
      Год начала 1944 
      Год окончания 1945 
      Служил в Рижском кафедральном соборе.
      Когда в Ригу вошла Красная Армия, о.Константин остался на родине
    Места проживания
      Латвия, хутор 
      Год начала 1945 
      Год окончания 1945 
      В Латвии жил с семьей на хуторе.
      С приходом Советских войск работал у хозяина-хуторянина батраком, чтобы как-то
      прокормить семью. Жил в постоянном ожидании ареста
    Аресты
      Латвия, г.Рига 
      Год ареста 1945 
      Месяц ареста 3 
      Арестован весной 1945г. в Риге
    Осуждения
      Военный Трибунал войск НКВД Ленинградского Военного округа 
      28/07/1945 
      Обвинение "шпионская и активная антисоветская деятельность" 
      Статья ст.58–1а,58–10 УК РСФСР 
      Приговор 10 лет ИТЛ и 5 лет ссылки 
      Подвергался ночным двадцатичасовым "допросам с пристрастием".
      В период следствия, с 15 апреля по 23 мая 1945г. вынужден был находиться в тюремной
      больнице.
      По замыслу НКВД отец Константин должен был признать себя резидентом абвера и
      "выдать свою агентуру, не менее 20 человек". Следователь применил весь
      арсенал мер воздействия органов НКВД вплоть до угрозы расправиться с семьей.
      Полгода, находясь в Ленинградских "Крестах", о.Константин подвергался жестоким
      пыткам и моральному давлению. Следователь пытался добиться от обвиняемого
      признания в шпионской деятельности в пользу германской разведки и раскрытия
      его агентурной сети. В какой-то момент наступил предел человеческим силам и...
      отец Константин написал "список завербованных им агентов". В тот момент, как
      рассказывал сам священник, он молился Господу, чтобы не ошибиться: батюшка
      составил список тех из своих прихожан, кого он отпевал в период немецкой
      оккупации. Следователь после проверки списка вернулся разъяренным, но оставил
      попытки вскрыть "агентурную сеть".
      Из обвинения:
           "...Будучи сыном бывшего князя и являясь врагом Советской власти, из
           к/р побуждений добровольно остался проживать во временно оккупированном
           немецкими захватчиками г.Печоры.
           В октябре 1941г. и вторично в июне 1942г. был завербован в качестве секретного
           агента немецкой разведки для осуществления предательской и шпионской деятельности
           в пользу фашистской Германии... В течение 1941–1942гг. он неоднократно
           сообщал немецкой разведке о местах нахождения советских партизан и доносил
           о политических настроениях населения. По заданию немецких разведорганов
           вербовал антисоветски-настроенных лиц для предательской и шпионской
           деятельности.
           Будучи членом Православной Миссии, принимал участие в контрреволюционных сборищах,
           где проявлял особую активность в обсуждению вопросов борьбы с Советской
           властью.
           Кроме того, он призывал население к вооруженной борьбе с Красной Армией и
           проводил антисоветскую, профашистскую пропаганду".

      Никаких конкретных фактов, подтверждающих обвинение в шпионской и предательской
      деятельности, следствием представлено не было.
      В обвинении был сделан упор на принадлежность о.Константина к княжескому роду.
      О.Константин признал себя виновным только в части проведения им антисоветской агитации.
      Причастность же к шпионской и предательской деятельности он категорически
      отрицал, и его показания материалами следствия не опровергнуты.
      После полугода допросов отец Константин был осужден ВТ войск НКВД Ленинградского
      округа 28 июля 1945 г. по ст. 58–1 "а" УК РСФСР на 10 лет ИТЛ и 5 лет ссылки.
      Меру наказания о.Константин отбыл полностью
    Места заключения
      Латвийская ССР, г.Рига, тюрьма 
      Год начала 1945 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1945 
      Ленинград, внутренняя тюрьма НКВД "Кресты" 
      Год начала 1945 
      День начала 27 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1945 
      Переведен в тюрьму "Кресты", в Ленинград, где происходило следствие.
      После приговора был этапирован в Горьковские лагеря.
      Из-за множества заключенных НКВД придумал особый способ их транспортировки.
      Товарные вагоны сверху донизу заставлялись деревянными ящиками, в каждый из
      которых помещался заключенный, едва имевший возможность в этом ящике повернуться.
      Утром кормили селедкой, вечером давали напиться воды. Оправка раз в сутки.
      Когда через две недели поезд добирался до места назначения, из ящиков охрана
      вытаскивала опухших, неспособных двигаться людей и множество трупов
      Горьковская о., ИТЛ 
      Год начала 1945 
      Год окончания 1947 
      Сначала находился на лесоповале в Горьковской области.
      Годы, проведенные в горьковских лагерях, по рассказам о.Константина,
      были самыми тяжелыми. Работа на лесоповале, где малейшее непослушание
      наказывалось особой пыткой: стоять голым на пеньке под роем комаров, в самой
      зоне бесчинства — бесчинства уголовников.
      Как-то зимой колонну зеков, где был о.Константин, привели в тайгу и объявили:
      здесь будет лагерь. Заключенные оградили себя колючей проволокой,
      построили бараки для начальства, а потом для себя — и все это время спали под
      открытым небом, набросав на снег еловые ветки.
      В 1947г. о.Константин был переведен в лагеря Коми
      Коми АССР, г.Инта, ИТЛ 
      Год начала 1947 
      Коми АССР, г.Абезь, ИТЛ 
      Год окончания 1954 
      Намного легче стало, когда о.Константина этапировали в Абезь, под Воркуту.
      Там он встретился с товарищами по Миссии — священниками Николаем Трубецким и
      Иаковом Начисом, которые помогли ему устроиться в лагерную больницу санитаром,
      и это спасло ему жизнь.
      Они были неразлучными друзьями, делили между собой и радости, и горести, и
      кусок хлеба.
      Удавалось устраивать в лагере и тайные богослужения, по ночам в бараках
      или в тайге под открытым небом, и это всегда бывало духовной поддержкой и
      радостью для верующих. Незабываемой осталась пасхальная служба, которая
      служилась заключенным епископом и несколькими священниками на березовом пне.
      Все годы заключения из лагеря, а потом из ссылки, о.Константин присылал
      жене и детям письма и рисунки. Практически каждое письмо сопровождалось
      рисунком — маленьким подарком любимой дочери Елене. Рисунки были выполнены
      природными красками (кора деревьев, уголь, высушенные и истертые цветы и
      трава), тушью и химическим карандашом. Среди них есть северные пейзажи,
      изображения животных, цветы, иконка Пресвятой Богородицы, графические зарисовки
      стен Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Сила духа позволила
      о.Константину переплавить страдания в настоящие произведения искусства,
      наполненные любовью к природе и обращенные к детям.
      В конце 1940-х гг. о.Константин в ИТЛ работал чертежником.
      Из лагеря он был освобожден в 1954г.
      О.Константину было предложено самому выбрать место ссылки. Он выбрал село
      Бондарку Томской обл., где на поселении находилась его сестра Ксения
      Томская о., с.Бондарка 
      Год начала 1954 
      Год окончания 1955 
      Впоследствии сестра его Ксения Яковлевна рассказывала, что ей не скоро удалось
      отучить брата сидеть на диване, скрестив по-зековски ноги, и прятать после
      обеда ложку в валенок.
      Через пару месяцев в доме Ксении Яковлевны появились работники КГБ и предложили
      о.Константину поехать с ними. Путешествие закончилось в Пскове, где в местном
      КГБ ему предложили настоятельство в Псковском Кафедральном Свято-Троицком
      соборе при условии подписки о сотрудничестве. От Пскова до Эстонии рукой
      подать, а там семья, с которой он не виделся десять лет. О.Константин,
      как опытный зек, решил воспользоваться случаем повидаться с семьей и ответил,
      что столь важный вопрос он должен обсудить с женой и просил разрешения на три
      дня съездить к семье. В тот приезд он в частности увиделся со своей 12-летней
      дочерью Татьяной, которую последний раз видел перед арестом в двухлет-
      нем возрасте. Вернувшись после свидания с родными, отец Константин
      явился в Псковский КГБ и категорически отказался от сотрудничества, несмотря на
      уговоры церковного начальства и угрозы КГБ сгноить его в ссылке и никогда не
      разрешить ему священническое служение. На вокзале его ждали два человека в
      штатском. Так о.Константин вернулся в сибирскую ссылку

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ