Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодАреста 1920 Дела o03.65 => o03.65 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Архангельск, Троицко-Кузнеченская церковь 
      протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1920 
      Год окончания 1930 
      Освободившись из тюрьмы, о.Николай свои убеждения не изменил и не мог признать
      чуждое Церкви обновленческое движение. Православная вера была для него
      незыблемым основанием, ею он жил и бесстрашно исповедовал. Среди духовенства
      прослыл "тихоновцем".
      В 1920-е годы Архангельск был местом ссылки репрессированных Советской властью
      священнослужителей, среди которых было много архиереев.
      В своем храме о.Николай часто совершал богослужения в сослужении с будущими
      священномучениками.
      В 1920г. был арестован временно управляющий Архангельской епархией епископ
      Павел (Павловский).
      В марте 1921г. на Архангельскую кафедру прибыл епископ Антоний (Быстров),
      который активно выступал против обновленчества. При нем обновленцы к служению
      в церкви не допускались.
      Епископ Антоний активно защищал интересы Церкви (и в частности Свято-Троицкого храма)
      и в 1922г., во время кампании по "изъятию церковных ценностей".
      В феврале 1923г. епископ Антоний был арестован и сослан в Нарымский край.
      В стоянии против обновленчества о.Николая укрепляла поддержка последнего (перед
      закрытием) настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Вениамина (Кононова),
      который, освободившись в 1922г. из ссылки, жил на Соловецком Подворье и
      на квартирах в Архангельске.
      В 1923г., 1926г., будучи в Архангельске, архимандрит Вениамин неоднократно
      совершал богослужения в Троицко-Кузнеченской церкви.
      В начале 1926г. возвратился из ссылки епископ Антоний (Быстров), который вновь
      предпринял решительные меры для уменьшения влияния обновленцев на церковную
      жизнь епархии и поддержки остававшихся тихоновцами пастырей, а также ссыльных
      священников, которых немало было в Архангельской епархии.
      7 октября 1926г, Владыку Антония снова арестовали по обвинению в
      "контрреволюционной деятельности", направленной против советской власти,
      но 4 февраля 1927г. освободили, и в 1929г. он стал архиепископом Северного края.
      В списке "служителей религиозного культа при коллективе верующих
      Троицко-Кузнеченской церкви, наряду с протоиереем Николаем Родимовым, назван и
      архиепископ Антоний (Быстров).
      В 1929г., в день Св.Духа, в Троицко-Кузнеченской церкви богослужение
      совершалось архиерейским чином: служил архиепископ Антоний (Быстров)
      вместе со ссыльным духовенством.
      Протоиерей Николай пытался, несмотря на всяческие гонения, поддерживать храм
      в достойном виде. В 1924г. ему удалось провести в храме ремонт, покрыть новым
      железом и выкрасить крышу, побелить стены, заменить и выкрасить рамы.
      В 1925г. в нижнем этаже церкви были поставлены новые печи, а в алтаре побелены
      потолки и стены.
      В конце 1929г. в Архангельск прибыла большая группа ссыльных, среди которых
      были епископы Тихон (Шарапов), Иннокентий (Тихонов), Аверкий (Кедров),
      иеромонахи и священники.
      Владыка Атоний инициировал сбор денег и продуктов для ссыльных, для них устраивались
      трапезы. Во время одного из таких чаепитий 4 декабря 1930г. в сторожке
      Вознесенской церкви после праздничной службы на Праздник Введения во храм
      Пресвятой Богородицы владыка Антоний был арестован, а через полгода, 6 июня 1931г.,
      умер в тюремной больнице.
      В Архангельске началось массовое закрытие, а затем и разрушение церквей.
      25 мая 1929г. был взорван Свято-Троицкий кафедральный собор.
      В 1930г. власти решили закрыть Свято-Троицкую Кузнеченскую церковь.
      С 1924г. по 1929г. общее число прихожан храма, судя по спискам, ежегодно
      представлявшимся в Исполком, было неизменным — около 380 человек. Однако
      когда 23 февраля 1930г. Исполком принял решение "о расторжении договора с группой
      верующих" Троицко-Кузнеченской церкви в протоколе заседания Исполкома было
      записано, что "договор расторгается в виду малочисленности (20–30 человек)"
      прихожан этого храма, которые свои "религиозные потребности могут вполне
      удовлетворять в ближайших находящихся в городе церквях", и церковь была закрыта.
      По постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930г.
      Троицко-Кузнеченская церковь г.Архангельска переоборудовалась под общежитие и
      другие "общественно-культурные" нужды.
      Одновременно были закрыты еще несколько архангельских церквей, при этом закрытие
      объяснялось "многочисленными требованиями трудящихся масс города" использовать
      церкви для "общественно-культурных нужд", а также острым жилищным кризисом.
      Комиссия (в составе которой не было ни священнослужителей, ни музейных работников)
      составила опись всего церковного имущества Троицко-Кузнеченского храма, в том
      числе икон, богослужебных книг и предметов, церковной утвари.
      Среди описи икон выделяется образ свт.Николая Чудотворца:
           
      "Сень золоченая по полименту, украшенная резьбою и символами архиерейского
            служения с двумя предстоящими ангелами у колонн, в ней стоит резной образ
            из дерева, по коему красками изображен святитель Николай Чудотворец, у коего
            в правой руке сабля, а в левой изображен храм. На сем лике медная риза —
            алликовая. Венчик серебряный под золотом...
                Образ переносной. Весьма чтимый приходом".

      Этот образ после закрытия храма был передан вместе с 39 другими иконами,
      фарфоровыми лампадами, "крестом из металла" и фонарем в музей.
      А остальное церковное имущество ожидала гораздо более страшная участь:
      было передано
           "на дрова разных икон (дерево) два воза и разных обломков от иконостаса".
      Интерьер церкви был разорен и уничтожен полностью.
      Стоя у ворот церковной ограды, протоиерей Николай провожал взглядом иконы,
      увозимые на сожжение. Велико было потрясение от святотатства, которое не осмыслить,
      не объяснить. Свято-Троицкому храму о.Николай отдал без малого 25 лет. Еще долгое
      время, как вспоминали близкие, о.Николай был словно потерянный.
      Вскоре настоятель с семьей был изгнан и из священнического дома,
      а сам дом был снесен за ненадобностью
       
    Места проживания 
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[4]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ