Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Архангельск, Троицко-Кузнеченская церковь протоиерей Должностьнастоятель Год начала1920 Год окончания1930
Освободившись из тюрьмы, о.Николай свои убеждения не изменил и не мог признать
чуждое Церкви обновленческое движение. Православная вера была для него
незыблемым основанием, ею он жил и бесстрашно исповедовал. Среди духовенства
прослыл "тихоновцем".
В 1920-е годы Архангельск был местом ссылки репрессированных Советской властью
священнослужителей, среди которых было много архиереев.
В своем храме о.Николай часто совершал богослужения в сослужении с будущими
священномучениками.
В 1920г. был арестован временно управляющий Архангельской епархией епископ
Павел (Павловский).
В марте 1921г. на Архангельскую кафедру прибыл епископ Антоний (Быстров),
который активно выступал против обновленчества. При нем обновленцы к служению
в церкви не допускались.
Епископ Антоний активно защищал интересы Церкви (и в частности Свято-Троицкого храма)
и в 1922г., во время кампании по "изъятию церковных ценностей".
В феврале 1923г. епископ Антоний был арестован и сослан в Нарымский край.
В стоянии против обновленчества о.Николая укрепляла поддержка последнего (перед
закрытием) настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Вениамина (Кононова),
который, освободившись в 1922г. из ссылки, жил на Соловецком Подворье и
на квартирах в Архангельске.
В 1923г., 1926г., будучи в Архангельске, архимандрит Вениамин неоднократно
совершал богослужения в Троицко-Кузнеченской церкви.
В начале 1926г. возвратился из ссылки епископ Антоний (Быстров), который вновь
предпринял решительные меры для уменьшения влияния обновленцев на церковную
жизнь епархии и поддержки остававшихся тихоновцами пастырей, а также ссыльных
священников, которых немало было в Архангельской епархии.
7 октября 1926г, Владыку Антония снова арестовали по обвинению в
"контрреволюционной деятельности", направленной против советской власти,
но 4 февраля 1927г. освободили, и в 1929г. он стал архиепископом Северного края.
В списке "служителей религиозного культа при коллективе верующих
Троицко-Кузнеченской церкви, наряду с протоиереем Николаем Родимовым, назван и
архиепископ Антоний (Быстров).
В 1929г., в день Св.Духа, в Троицко-Кузнеченской церкви богослужение
совершалось архиерейским чином: служил архиепископ Антоний (Быстров)
вместе со ссыльным духовенством.
Протоиерей Николай пытался, несмотря на всяческие гонения, поддерживать храм
в достойном виде. В 1924г. ему удалось провести в храме ремонт, покрыть новым
железом и выкрасить крышу, побелить стены, заменить и выкрасить рамы.
В 1925г. в нижнем этаже церкви были поставлены новые печи, а в алтаре побелены
потолки и стены.
В конце 1929г. в Архангельск прибыла большая группа ссыльных, среди которых
были епископы Тихон (Шарапов), Иннокентий (Тихонов), Аверкий (Кедров),
иеромонахи и священники.
Владыка Атоний инициировал сбор денег и продуктов для ссыльных, для них устраивались
трапезы. Во время одного из таких чаепитий 4 декабря 1930г. в сторожке
Вознесенской церкви после праздничной службы на Праздник Введения во храм
Пресвятой Богородицы владыка Антоний был арестован, а через полгода, 6 июня 1931г.,
умер в тюремной больнице.
В Архангельске началось массовое закрытие, а затем и разрушение церквей.
25 мая 1929г. был взорван Свято-Троицкий кафедральный собор.
В 1930г. власти решили закрыть Свято-Троицкую Кузнеченскую церковь.
С 1924г. по 1929г. общее число прихожан храма, судя по спискам, ежегодно
представлявшимся в Исполком, было неизменным около 380 человек. Однако
когда 23 февраля 1930г. Исполком принял решение "о расторжении договора с группой
верующих" Троицко-Кузнеченской церкви в протоколе заседания Исполкома было
записано, что "договор расторгается в виду малочисленности (2030 человек)"
прихожан этого храма, которые свои "религиозные потребности могут вполне
удовлетворять в ближайших находящихся в городе церквях", и церковь была закрыта.
По постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930г.
Троицко-Кузнеченская церковь г.Архангельска переоборудовалась под общежитие и
другие "общественно-культурные" нужды.
Одновременно были закрыты еще несколько архангельских церквей, при этом закрытие
объяснялось "многочисленными требованиями трудящихся масс города" использовать
церкви для "общественно-культурных нужд", а также острым жилищным кризисом.
Комиссия (в составе которой не было ни священнослужителей, ни музейных работников)
составила опись всего церковного имущества Троицко-Кузнеченского храма, в том
числе икон, богослужебных книг и предметов, церковной утвари.
Среди описи икон выделяется образ свт.Николая Чудотворца: "Сень золоченая по полименту, украшенная резьбою и символами архиерейского служения с двумя предстоящими ангелами у колонн, в ней стоит резной образ из дерева, по коему красками изображен святитель Николай Чудотворец, у коего в правой руке сабля, а в левой изображен храм. На сем лике медная риза алликовая. Венчик серебряный под золотом... Образ переносной. Весьма чтимый приходом".
Этот образ после закрытия храма был передан вместе с 39 другими иконами,
фарфоровыми лампадами, "крестом из металла" и фонарем в музей.
А остальное церковное имущество ожидала гораздо более страшная участь:
было передано "на дрова разных икон (дерево) два воза и разных обломков от иконостаса".
Интерьер церкви был разорен и уничтожен полностью.
Стоя у ворот церковной ограды, протоиерей Николай провожал взглядом иконы,
увозимые на сожжение. Велико было потрясение от святотатства, которое не осмыслить,
не объяснить. Свято-Троицкому храму о.Николай отдал без малого 25 лет. Еще долгое
время, как вспоминали близкие, о.Николай был словно потерянный.
Вскоре настоятель с семьей был изгнан и из священнического дома,
а сам дом был снесен за ненадобностью Архангельск, кладбищенская Ильинская церковь на Быку протоиерей Год начала1930 Год окончания1937
После закрытия Троицкой церкви о.Николай перешел служить в Ильинскую
кладбищенскую церковь.
По данным [4] в Ильинской церкви он служил с 15 декабря 1936г.
Церковь была расположена на другом конце города. По воспоминаниям родственников,
почти ежедневно 75-летний батюшка в любую погоду преодолевал пешком пятикилометровый
путь от дома до храма и пешком же возвращался после службы обратно.
Он не отказывал и своим бывшим прихожанам в совершении треб и на своей квартире,
и в домах прихожан.
В 80 лет, 15 декабря 1936г. батюшка ушел на покой, однако пастырское служение
не оставлял по-прежнему участвовал в воскресных и праздничных богослужениях,
служил до самого ареста.
Он был опорой, надеждой, любовью и совестью для духовенства и горожан.
Правнучка о.Николая, Римма Германовна Малахова, внучка Марии Николаевны
Елизаровской (в девичестве Родимовой) свидетельствует, передавая семейные
воспоминания: "Круг знакомых, подопечных деда, был очень обширным. се, кто его знали, отзывались о нем с большим уважением и любовью. О нем говорили как о человеке доброжелательном, глубоко порядочном, умеющим искренне сопереживать, сострадать. Никто никогда не слышал от него бранных слов или оскорблений. Он был истинным христианином в своей жизни, исполнял заповеди Божии. Прадед всегда был готов прийти на помощь, утешить скорбящего, наставить заблудшего на путь истинный. К нему обращались за поддержкой и советом прихожане и соседи. В семье о.Николая помнят как любящего мужа, отца и деда. Он пользовался большим авторитетом среди родных, никогда никого из своих детей и внуков не ругал и не наказывал. Его любили и уважали все"
Архангельск, набережная Северной Двины, священнический дом Троицко-Кузнеченскй церкви Год начала1920 Год окончания1930 Архангельск, Троицкий проспект (ул.Павлина Виноградова), 1593 Год начала1930 Год окончания1937
15 декабря 1936г. о.Николай был почислен за штат. Служил в Ильинской церкви города
Оставшись без храма и без дома, о.Николай с матушкой Глафирой поселились недалеко
от Троицкой церкви поблизости от младшей дочери Марии.
Квартиру им сдавала бывшая прихожанка Троицкой церкви Таисия Дмитриевна Татарская.
Сюда к о.Николаю приходили его духовные дети.
Квартира состояла из маленькой комнаты и кухни на первом этаже двухэтажного
деревянного дома
Архангельск Год ареста1937 День ареста10 Месяц ареста12 Обвинение при аресте"контрреволюционная деятельность"
О.Николай был арестован в Рождественский пост 1011 декабря 1937г.
Поводом для ареста послужил донос агитаторши агитпункта перед выборами в
Верховный Совет: "17 ноября на беседу пришел поп и попадья. Поп во время беседы заявил: "Не агитируйте нам ваших кандидатов, теперь тайное голосование, и мы можем выдвигать кандидатов, каких хотим". Этот поп живет по улице Павлина Виноградова, д.159, внизу".
НКВД собрало "установочные данные": "В доме N 159 кв.3 проживает священник Родимов... На квартиру к Родимову приходят часто неизвестные молодые женщины, зачем неизвестно".
При обыске были изъяты: напрестольный крест ("один серебряный крест в футляре"),
наградной наперсный крест ("серебряный крест с камнями на цепочке"), антиминс,
а также "серебряные часы и серебряной монеты советской чеканки 5 рублей".
О.Николай был арестован и заключен в тюрьму
тройка при УНКВД СССР по Архангельской обл. 02/01/1938 Обвинение"контрреволюционная деятельность, к/р агитация против Выборов в Верховный Совет СССР" Приговорвысшая мера наказания расстрел
О.Николай был допрошен только один раз, 16 декабря, в день памяти
прп.Иоанна Молчальника. На допросе он молчал. Когда же его
спросили о контрреволюционной деятельности, ответ был короткий и уместился в одной
строчке: "Никакой контрреволюционной деятельностью нигде и никогда не занимался".
Из показаний "свидетелей": "Во время предвыборных бесед и агитации за выдвинутых кандидатов вел себя как человек, который враждебно относится к Советской власти, и все время своими антисоветскими вопросами старался оклеветать кандидатов, выдвинутых в Верховный Совет и оклеветать само положение о Выборах в Верховный Совет. "Родимова я знаю, как человека, который враждебно относится к Советской власти. Он неоднократно высказывал недовольство по отношению к Советской власти. В 1937г. Родимов неоднократно распространял клеветнические измышления про нашу печать, говоря: "Газетам теперь верить нельзя. В них большевики много врут. Бумага карандаш терпит" Родимов также часто высказывал недовольство жизнью в Советском Союзе, восхваляя жизнь при царском режиме..." Знаю, что к Родимову часто ходят незнакомые люди, особенно по воскресным дням, но что они делают у них и о чем разговаривают, я не знаю".
Из обвинения о.Николая: "[Родимов] систематически распространял контрреволюцию. Восхвалял жизнь при царском режиме. Вел к/р агитацию против выборов в Верховный Совет"
Из материалов дела: "Виновным себя не признал, но достаточно изобличается показаниями свидетелей"
2 января 1938г. "тройка" приговорила протоиерея Николая Родимова к расстрелу