Ќовомученики, исповедники, за ’риста пострадавшие в годы гонений на –усскую ѕравославную ÷ерковь в XX в.
(с) ѕ—“√”, ѕ—“Ѕ» (с) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page NIKA_ROOT INDEX √одјреста 1905
ƒела o28.6
    Ўамонин ¬ладимир јлександрович 
    √од рождени€ 1882 
    ћесто рождени€ ќрел 
    протоиерей 
    —пециальность  магистр богослови€ 
    ќтец ¬ладимира Ўамонина происходил из старинного двор€нского рода. ќн был
    полковником царской армии, участвовал в бо€х, был т€жело ранен и награжден
    орденами за храбрость. –одители заботились о религиозном воспитании детей, и
    ¬ладимир с детства размышл€л о величии Ѕога, с 6-ти лет начал писать духовные
    стихи
    –одство ‘отографии[1] [2] [3] [4] ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[до 1905г.] [1905-1936гг.] [1937-1944гг.] [1944-1967гг.]
      ќбразование
        —анкт-ѕетербургский јлександровский  адетский  орпус
        √од поступлени€ 1892 
        ¬  орпус 10-летний ¬олод€ пошел охотно. ”чилс€ хорошо, с интересом, хот€ ни в
        чем особенно не выдел€лс€. »нтересовалс€ больше «аконом Ѕожиим, литературой и
        физкультурой. —воей физической силой дорожил, развивал ее, и в  орпусе к
        последним классам считалс€ самым сильным. Ќо примен€л ее с пользой дл€ других,
        помога€, защища€. ¬ младших классах увлекс€ "монашеским режимом": пост и ночна€
        молитва. √ор€чо любил кадетский храм в честь св€тых чудотворцев —ерги€ и √ермана
        ¬алаамских, глубоко воспринимал церковные службы, особенно литургию. ¬ последнем
        классе особенно усердно молилс€ јнгелу-’ранителю — просил направить в жизни,
        помочь во всем.
           ѕо окончании  орпуса — автоматический переход в ёнкерское училище
        —анкт-ѕетербургское ѕавловское военное училище
        √од окончани€ 1905 
        ¬оенных и военную форму с детства любил, всегда любовалс€ военными упражнени€ми,
        и маршами и сам выполн€л все на "отлично". ѕосле окончани€ ёнкерского училища
        в числе немногих был зачислен в царскую роту
        —анкт-ѕетербургский университет, историко-филологический факультет
        ѕо насто€нию родителей окончил университет с дипломом 1-й степени. Ѕыл оставлен
        при университете на 3 года при кафедре философии дл€ подготовки к профессорскому
        званию, но поступил в —ѕбƒј. „итал курс по истории философской мысли в ѕедагогическом
        институте. ѕреподавал «акон Ѕожий в женской гимназии
      јресты
        —анкт-ѕетербург 
        √од ареста 1905 
      ћеста заключени€
        —анкт-ѕетербург, ѕетропавловска€ крепость 
        √од начала 1905 
        √од окончани€ 1905 
        ¬ автобиографической поэме "ѕавловское военное училище", написанной по поводу
        событий 9 €нвар€ 1905 г., юнкер ¬ладимир предсказывает гр€дущюю революцию и ÷ар€
        насильственный конец. ≈го направили в военный госпиталь дл€ душевнобольных.
        ѕотом арест и заключение в ѕетропавловскую крепость. ћитрополит ѕетербургский
        јнтоний (¬адковский), посетив крепость, посоветовал ему поступить в ƒуховную
        јкадемию. ѕо ходатайству митрополита јнтони€ его выпустили, и он блест€ще сдал
        экзамены в јкадемию (готовилс€ самосто€тельно)
      ќбразование
        —анкт-ѕетербургска€ ƒуховна€ јкадеми€
        √од поступлени€ 1905 
        √од окончани€ 1908 
        ѕо источнику [3,4] окончил —ѕбƒј в 1905г.
        Ќа вступительных экзаменах вызвал у приемной комиссии похвалу, удивление своей
        подготовкой. ¬ јкадемии весь отдалс€ преподаваемым предметам, с интересом и
        глубоко воспринимал материал. ѕосле окончани€ јкадемии о.¬ладимир хотел идти в
        монахи. ќб этом мечтал еще в кадетском корпусе. ћать, не сомнева€сь, дала
        согласие. ¬ 1905г. он поехал к старцу в ќптину ѕустынь за благословением.
        ѕрозорливый старец благословил на св€щенство, сказав сердито: "Ќет тебе пути в
        монашество. ¬озьми себе жену, служи и будь монахом по духу". ћитрополит јнтоний
        (¬адковский), ректор јкадемии и духовник о.¬ладимира, благословил вз€ть невесту
        из духовного сослови€. ¬ 1908г., перед —в€той “роицей, состо€лась свадьба с
        ¬арварой Ћивановой, дочерью иере€; про невесту все говорили, что она красавица и
        умница
      –укоположение
        диакон 
        1908 
        ћес€ц 5 
        ћесто —анкт-ѕетербург, јлександро-Ќевска€ Ћавра , “роицкий собор 
         то рукоположил митрополит јнтоний (¬адковский), ректор —анкт-ѕетербургской ƒуховной јкадемии 
        –укоположение состо€лось в день —в€той “роицы
        иерей 
        1908 
        ћес€ц 5 
        ћесто —анкт-ѕетербург, јлександро-Ќевска€ —в€то-“роицка€ Ћавра, “роицкий собор 
         то рукоположил митрополит јнтоний (¬адковский), ректор —анкт-ѕетербургской ƒуховной јкадемии 
        –укоположение состо€лось в день —в€того ƒуха
      —лужение
        —анкт-ѕетербургска€ губ., сельский приход 
        иерей 
        √од начала 1908 
        ћес€ц начала 5 
        √од окончани€ 1914 
        ѕо окончании ƒуховной академии митрополит јнтоний (¬адковский) направил
        о.¬ладимира служить в деревню, чтобы тот лучше узнал жизнь простого народа и
        поучилс€ у него. — его приездом жизнь в приходе обновилась. ѕо€вилс€ хор под
        управлением нового регента. ѕрихожане стали чаще говеть, улучшилось их поведение
        в храме и в быту, они навели пор€док в храме и на кладбище, трудились при храме.
        ѕроповеди молодого св€щенника понравились. ≈го полюбили. ќбращались к нему за
        советом, за утешением. Ќеверующие приходили к вере. ¬о врем€ эпидемии холеры он
        причащал и соборовал на дому и в больнице. ѕоследовали исцелени€, укрепившие у
        людей веру в Ѕога.
           ¬ 1914г. его перевели в ѕетроград по насто€нию митрополита ¬ениамина
        ( азанского). »з деревни были многочисленные делегации с настойчивыми просьбами
        "оставить нам батюшку".
           ¬ конце 60-х годов старые жители, беседу€ с его дочерью, сказали: "¬се
        св€щенники были хорошие, мы всех их любили, но один — самый молодой — св€той,
        и звали его отец ¬ладимир"
        ѕетроград, ‘еодоровский мужской монастырь 
        иерей 
        ƒолжность  помощник насто€тел€, второй св€щенник 
        √од начала 1914 
        ƒень начала 23 
        ћес€ц начала 2 
        √од окончани€ 1922 
        Ќар€ду со службой в подворье ‘еодоровского монастыр€ о.¬ладимир был духовником
        дл€ мир€н и требоисполнителем по частным домам и инфекционной больнице.
        Ќасто€тель подворь€, архимандрит ƒосифей, любил и ценил о.¬ладимира, бывал у него
        в доме
        ѕетроград, Ќиколо-јлександровский Ѕарградский храм 
        протоиерей 
        ƒолжность  насто€тель храма 
        √од начала 1922 
        √од окончани€ 1930 
        ѕрошло около семи лет служени€ в ѕетрограде, когда о.¬ладимир, по просьбе
        митрополита, перешел служить насто€телем Ќиколо-јлександровского Ѕарградского
        храма со знаменитой св€тыней ѕетербурга — чудотворной иконой Ѕожией ћатери
        "—коропослушница". »кона, пожертвованна€ храму јфоном, обладала силой исцелени€;
        у о.¬ладимира сохранились выписки из журнала об исцелени€х. Ћик Ѕожией ћатери
        часто мен€лс€ — во врем€ Ћитургии, когда служил о.¬ладимир, лик си€л.
          1920-е годы дл€ о.¬ладимира — гор€чее врем€: не только жаркие молени€ над
        больными и бесноватыми, посещение Ѕоткинских бараков с т€желыми заразными
        болезн€ми, беззаветна€ любовь многих прихожан вплоть до поклонени€, но и
        €ростна€ злоба ненавистников, когда и проходить-то по улицам было страшно,
        ложные доносы, в общем, посто€нна€ "борьба", как он сам говорил на смертном одре
        об этом периоде своей жизни.
           ¬ начале 1930-х годов пришел приказ о закрытии Ќиколо-јлександровского храма,
        он подлежал сносу. ќ.¬ладимир выхлопотал, чтобы икону Ѕожией ћатери не
        передавали в музей, а перевезли в храм Ѕориса и √леба, куда его назначили
        служить
        ѕетроград, церковь Ѕориса и √леба на Ќеве 
        протоиерей 
        ƒолжность  насто€тель церкви 
        √од начала 1930 
        √од окончани€ 1931 
        ћес€ц окончани€ 12 
        ¬ храме служил о.Ќиколай, бывший законоучитель  адетского корпуса, где когда-то
        воспитывалс€ новый насто€тель. ќ.¬ладимир относилс€ к старому св€щеннику с
        большим почтением и уважением, не показыва€ своего служебного превосходства.
           ¬ 1931г. семью о.¬ладимира, как и многие семьи св€щенников, выслали из
        Ћенинграда. —емь€ поселилась в г.ѕушкине. „ерез год службы в храме Ѕориса и
        √леба его арестовали
      јресты
        Ћенинградска€ о., г.ѕушкин 
        √од ареста 1933 
        ƒень ареста 21 
        ћес€ц ареста 12 
        ƒвое военных, проводившие обыск в квартире, перебира€ книги, говорили:
        " акой образованный человек, какой сведущий в литературе!"
      ќсуждени€
        тройка при ”Ќ ¬ƒ по Ћенинградскому военному округу 
        25 /02 /1934 
        ѕриговор  3 года »“Ћ 
        √рупповое дело "ƒело "евлогиевцев". Ћенинград, 1934г." 
      ћеста заключени€
        Ћенинград, Ћенинградска€ тюрьма 
        √од начала 1933 
        ƒень начала 21 
        ћес€ц начала 12 
        √од окончани€ 1934 
        ћес€ц окончани€ 3 
        ƒальний ¬осток, ƒальстрой, ƒальлаг 
        √од начала 1934 
        ƒень начала 17 
        ћес€ц начала 4 
        √од окончани€ 1936 
        ƒень окончани€ 23 
        ћес€ц окончани€ 12 
        8 марта 1934г. о.¬ладимир был отправлен на ƒальний ¬осток. ≈хали в поезде сорок
        суток, не зна€ — куда, он описал это в стихотворении "¬еликий путь — письмо к
        жене с дороги".
           "ќтца ¬ладимира, какой он есть, хорошо показывают его стихотворени€, которые
        он писал тогда,.. то, что он мог сочин€ть в тех услови€х, говорит о его большой
        духовной силе. » как именно он изображает все — в этом видна св€та€ любовь его
        ко всему. Ќам тогда часто приходило в голову, что если он здесь умрет или уедет
        домой раньше нас — исчезнет свет, померкнет все. ћного можно говорить о нем!  ак
        он, голодный, делилс€ едой или отдавал ее всю; как он умудр€лс€ работать за
        бессильных; как успевал напутствовать умирающих и возрождал мрачные души! ќн
        был, действительно, всем дл€ всех", — из письма архимандрита ѕсково-ѕечерского
        монастыр€ Ќикиты (бывшего протоиере€ ѕетра „еснокова), заключенного в ƒальлаг.
           ¬ 1937г., после освобождени€ из лагер€, о.¬ладимир вернулс€ в г.ѕушкин
      ћеста проживани€
        Ћенинградска€ о., г.ѕушкин 
        √од начала 1937 
        √од окончани€ 1941 
        ¬ ѕушкине в это врем€ находились его дочери. ћатушка была в ссылке в ћалой
        ¬ишере. ≈му не разрешили жить дома. —киталс€, не име€ угла. ¬ременами удавалось
        поработать сторожем при храме, а иногда попилить или поколоть дрова. »зредка
        навещал дочерей, приходил тайком ночью — за квартирой была посто€нна€ слежка.
        ќднажды он сильно заболел, отощавший от голода и ослабевший от болезни, долго не
        мог прийти в себ€. ≈го выходила медсестра ¬ера  онстантиновна Ѕерхман. ќн был
        благодарен ей всю жизнь: когда много позже она т€жело заболела, он подыскал ей
        хорошую женщину, котора€ до самой смерти ухаживала за ней.
           Ќачалась война, о.¬ладимира выслали на ”рал
      ћеста заключени€
        ”рал,  ировска€ о., д. арачи (вблизи с.”н€х) 
        √од начала 1941 
        √од окончани€ 1944 
        Ќаход€сь в ссылке, о.¬ладимир оп€ть оказалс€ без средств к существованию.
        ÷ерквей там не было. –аботал на разных работах. ѕомогал нуждающимс€ многодетным
        и больным, дел€сь последним куском с голодными, особенно там, где были дети.
        ѕродолжал писать стихи. ≈го дочери получили письмо от жителей села ”н€х, в нем
        говорилось, как во врем€ пожара он бесстрашно лазил по гор€щим балкам 2-этажного
        дома, спаса€ людей, прыгал с большой высоты (в его-то 60 лет) и про€вл€л редкую
        отвагу. ѕисьмо было написано в форме соболезновани€ — думали, что он погиб во
        врем€ пожара.
           «а год до окончани€ войны патриарх јлексий I, тогда еще митрополит
        Ћенинградский, добилс€ у властей возвращени€ о.¬ладимира в Ћенинград
      —лужение
        Ћенинград, јлександро-Ќевска€ —в€то-“роицка€ Ћавра, Ќикольское кладбище 
        протоиерей 
        ƒолжность  сторож кладбища 
        √од начала 1944 
        ћитрополит јлексий назначил о.¬ладимира насто€телем  н€зь-¬ладимирского собора,
        где тогда находилась чудотворна€ икона Ѕожией ћатери "—коропослушница". Ёто
        место занимал малообразованный человек, который, хот€ и понимал, что занимает
        его не по праву, но был огорчен предсто€щим смещением. ќ.¬ладимир, бо€сь нанести
        ему рану, отказалс€ от насто€тельства под предлогом болезни. Ќо голодное врем€
        заставило пойти на работу — сторожем кладбища. ѕон€в причину отказа, митрополит
        предложил ему служить в Ўувалове под Ћенинградом
        Ћенинградска€ о., пос.Ўувалово, —пасо-ѕарголовский храм 
        протоиерей 
        ƒолжность  второй св€щенник 
        √од начала 1944 
        ƒень начала 2 
        ћес€ц начала 6 
        √од окончани€ 1961 
        ћес€ц окончани€ 8 
        ѕоначалу о.¬ладимир жил в сторожке. ѕозже, когда вернулась семь€, жили в
        холодном помещении. » уже много позже в долг была куплена половина дома.
        Ќасто€тель храма в Ўувалове, будучи благочинным загородных храмов, почти всегда
        отсутствовал, дела по храму вел о.¬ладимир, сам исполн€л "черные" работы, иногда
        ночью.  аждый день с утра до вечера находилс€ в храме (по обещанию Ѕогу, когда
        возвращалс€ из заключени€).
             деньгам он относилс€ так: "√осподь дает их в избытке дл€ того, чтобы
        делитьс€ с другими. Ќадо давать их люд€м по потребност€м; давать просто, не
        жале€, не горд€сь, не напоказ, а во славу Ѕожию".
           ”мира€, ¬ырицкий старец о.—ерафим утешал своих близких: "Ќе плачьте, у вас
        остаютс€ два больших светильника: о.¬ладимир (Ўамонин) и о.Ѕорис" (протоиерей
        о.Ѕорис — насто€тель храма ѕетра и ѕавла в —анкт-ѕетербурге).
           ¬ 1961г. с о.¬ладимиром случилс€ инфаркт. ѕришлось уйти из храма и стать
        заштатным св€щенником
      ћеста проживани€
        Ћенинградска€ о., пос.Ўувалово 
        √од начала 1944 
        √од окончани€ 1967 
        ƒень окончани€ 3 
        ћес€ц окончани€ 12 
        ѕосле выхода на пенсию о.¬ладимир продолжал посещать —пасо-ѕарголовский храм,
        причащал, исповедовал. ¬ храм дочери возили его на такси, ходить не мог —
        болезнь ног, полученна€ в заключении. ‘изические силы исс€кали, храм посещать
        стало трудно. ƒома читал, писал, молилс€, принимал прихожан — они по-прежнему
        шли к своему любимому батюшке
     ончина
      1967 
      ƒень 3 
      ћес€ц 12 
      ћесто Ћенинградска€ о., пос.Ўувалово 
      ћесто захоронени€ Ћенинградска€ о., пос.Ўувалово, —пасо-ѕарголовский храм, церковное кладбище 
      ќ.¬ладимир умер в воскресенье накануне праздника ¬ведени€ Ѕожией матери во храм.
      ќтпевание происходило в —пасо-ѕарголовском храме. ÷ерковь не могла вместить всех
      желающих проститьс€ с ним. ƒвое суток прихожане оставались в храме — читали,
      пели, молились
    ѕубликации ->
      1.ѕетербургский батюшка. ∆изнь, служение, творчество протоиере€ ¬ладимира Ўамонина. ћ.: "ќтчий дом", 1997.
      2.—инодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных св€щенно-церковнослужителей и мир€н —анкт-ѕетербургской епархии: XX столетие. —ѕб., 1999. —.118.
      3.—инодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных св€щенно-церковнослужителей и мир€н —анкт-ѕетербургской епархии: ’’ столетие. 2-е издание дополненное. —ѕб., 2002. 280с. —.255.
      4.—анкт-ѕетербургский мартиролог. —ѕб.: »зд-во "ћиръ", "ќбщество св€тител€ ¬асили€ ¬еликого", 2002. 416с. —.255.

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ