База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Москва, церковь Троицы Живоначальной в Кожевниках протоиерей Должностьнастоятель Год начала1936 Год окончания1936 День окончания27 Месяц окончания4
В 1936г. о.Николай настоятель церкви Троицы Живоначальной в Кожевниках.
Брат отца Николая, епископ Муромский Евгений (Кобранов) приезжал по праздникам
служить в этом храме.
Прихожане с большой любовью вспоминают о.Николая, как он служил и каждую среду
проводил беседы, раздавал в письменном виде послания о помощи и милосердии,
т.к. храм не отапливался и не убирался.
Сам же он с женой матушкой Людмилой, дочерью Надеждой 5-ти лет и сыном 8-ми лет
жил в этом же храме под колокольней
Особое Совещание при НКВД СССР 31/05/1936 Обвинение"контрреволюционная агитация и контрреволюционная клевета" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор5 лет ИТЛ
Из протокола допроса в день ареста, который вел следователь Байбус:
" Признаете ли вы себя виновным в том, что, вернувшись из ссылки в 1935г. начали организовывать нелегальный монастырь?
Нет, не признаю. Я не организовывал никаких нелегальных монастырей.
Вы устраивали нелегальные богослужения на квартире игуменьи?
Да, устраивал. Я совершил молебное пение.
На этом собрании вы вели контрреволюционные беседы?
Нет, не вел.
Вы говорите неправду. Следствию известно, что Вы высказывали контрреволюционные взгляды и допускали выпады против руководимого Советской властью государства...
Это я отрицаю. Я ни с кем на эту тему не говорил. Мое личное отношение к Советской власти заключается в несогласии с ней по религиозному вопросу, так как она разрушает... храмы и репрессирует невинно верующих и духовенство".
Следствие продолжалось в течение месяца.
Из протокола одного из допросов:
" Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении в том, что, являясь активным участником контрреволюционной группы, участвовали в нелегальных собраниях группы и вели антисоветскую агитацию?
Виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю.
Вы признаете, что организовали нелегальные группы, вернувшись из ссылки?
Нет, не признаю.
С какой же целью вы устраивали нелегальные собрания на квартире?
На квартире я нелегальных собраний не устраивал, а совершал богослужение.
Вы зарегистрированы как служитель религиозного культа в административном отделе?
После возвращения из ссылки я в административном отделе не регистрировался, также не регистрировался и в Синоде.
Вы на нелегальных собраниях группы распространяли контрреволюционную клевету! Это вы признаете?
Нет, не признаю.
Вы говорите неправду. Известно, что на нелегальных собраниях Вы распространяли контрреволюционную клевету о том, что "в Советском Союзе жить стало совершенно невозможно, такого рабства, насилия и репрессий нигде нет". Вы это подтверждаете?
Это я отрицаю. Контрреволюционной клеветы я не распространял.
Во время допроса Байбус, желая уязвить священника, заявил, что "даже жена
священника считает его помешанным на религиозной почве и вскоре пришлет ему
развод. "Но не беспокойтесь, святым вас не сделаем", зло сказал он.
16 мая 1936 года отец Николай подал заявление прокурору по надзору за органами
НКВД с объявлением, что он "начинает бессрочную голодовку до освобождения".
20 мая 1936 года следствие было закончено.
Следователь, вызвав отца Николая на допрос, спросил, желает ли он чем
дополнить следствие, на что тот сказал, что "не желает", и подал следователю
заявление, в котором писал, что "просит считать его голодовку не протестом
против советской власти, а средством для обретения внутреннего равновесия
в условиях крайнего насилия".
Переносить тюрьмы и репрессии в обстановке крайней несправедливости он может,
только прибегая к крайним средствам, могущим вернуть ему самообладание,
каковым и является для него голодовка-пост...
Он писал, что просит вести его дело без задержек, но не настаивать на отказе
от голодовки. ""Мы не терзаем, не казним, но вместе жить мы не хотим". Насилия не переношу всякого",
писал в своем заявлении о.Николай.
В тот же день 20 мая, администрация тюрьмы, пригласив известных профессоров,
освидетельствовала священника на предмет его психического здоровья и дала
заключение, что "душевным заболеванием о.Николай не страдает, а в его
поступках проявляется его личный характер и фанатичная вера".
Начальник СПО НКВД Тимофеев в свою очередь пообещал священнику, что лагерь
ему заменят ссылкой.
21 мая 1936г. Особое Совещание при НКВД приговорило о.Николая к 5 годам ИТЛ
Москва, Бутырская тюрьма, камера 48 Год начала1936 День начала27 Месяц начала4 Год окончания1936 Коми АО, ст.Чибью (г.Ухта), Ухтпечлаг, ОЛП-1 Год начала1936 День начала29 Месяц начала6 Год окончания1936
29 июня 1936г. о.Николай прибыл этапом в Ухтпечлаг на ст.Чибью (ныне г.Ухта) Коми АО (Коми АССР), Печорский р., Ухтпечлаг, ОЛП-4 ("Кедровый Шор") Год начала1936 Год окончания1936 День окончания17 Месяц окончания12
Затем отправлен на лагпункт "Кедровый Шор".
1 декабря 1936г. вновь о.Николай объявил голодовку, требуя заменить лагерь
тюремной одиночкой или ссылкой.
9 декабря 1936г. начальник лагпункта отправил своему начальству сообщение
об о.Николае: "Находясь за неимением отдельного помещения для его изоляции среди массы этапников в общем бараке, своими выступлениями и проповедованием явно антисоветских идей разлагающе действует на массу".
17 декабря 1936г. о.Николай был освидетельствован врачами. Состояние его
здоровья было найдено крайне тяжелым, и он был помещен в лазарет Коми АО (Коми АССР), Печорский р., Ухтпечлаг, ОЛП-3, 3-я часть, лазарет Год начала1936 День начала17 Месяц начала12 Год окончания1937 День окончания16 Месяц окончания8
21 января 1937г. о.Николай отправил заявление, адресованное через Наркома НКВД
Ежова начальнику СПО НКВД Тимофееву: "Сегодня 260 дней моего третьего заключения... Сегодня 130 дней моей голодовки... Причины в Вас и в Байбусе... Байбус так поставил вопрос, что совершение литургии мной на дому есть государственное преступление. Не изменяя клятве священства и Деснице Всевышнего до смерти, не могу согласиться, что литургия в какой бы то ни было обстановке может быть преступлением. Не соглашусь с Байбусом, что я должен домашнюю молитву регистрировать у гражданской власти после отделения Церкви от государства. Я законный священник, избранный народом, в этой области подчиняюсь только признаваемому мной епископу. Грубо нарушены принципы веротерпимости и законы отделения Церкви от государства. Здоровьем и жизнью, мукой крайней вынужден в революционной среде защищать неприкосновенность убеждений".
Заявление было "оставлено без удовлетворения".
4 февраля 1937г. протоиерей Николай направил еще одно письмо на имя Ежова,
прося заменить заключение в лагере на тюремную одиночку, но и оно осталось
без последствий.
Однако отец Николай продолжал требовать если и не освободить его,
то по крайней мере поместить в тюремную одиночку, и прокурор под обещание
снять голодовку заявил, что требование священника будет выполнено.
15 июля 1937г. о.Николай снял голодовку.
Его состояние здоровья было столь тяжелое после длительного голодания, что
врачи оставили его в стационаре.
С этого времени последовал целый ряд доносов в оперативную часть лагеря
от начальника учетно-распределительной части Читадзе, бывшего
члена партии, осужденного на десять лет заключения за воровство: "Перед принятием пищи заключенный Кобранов демонстративно крестился, а по утрам, становясь в угол, молился. На себе он носил крест. В лазарете он пользовался большим вниманием со стороны администрации...".
23 июля 1937г. начальник 3-й части 3-го отделения распорядился, чтобы
о.Николай был переведен из лазарета на общие работы, о чем было уведомлено
начальство лазарета 1-го промысла, в котором находился священник.
Заведующий лазаретом ответил, что этого сделать нельзя, так как состояние
здоровья Николая Кобранова после длительной голодовки очень тяжелое.
16 августа 1937г. о.Николай все же был выписан из лазарета и переведен
на общие работы Коми АО (Коми АССР), Печорский р., Ухтпечлаг, ОЛП-4 ("Кедровый Шор") Год начала1937 День начала16 Месяц начала8 Год окончания1937 День окончания27 Месяц окончания8