База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Башкирия, г.Уфа, Сергиевская церковь иеромонах Должностьсторож церкви Год начала1935 Год окончания1941 День окончания29 Месяц окончания12
С 1935г. до 29 декабря 1941г. о.Мартиниан работал сторожем при Сергиевской церкви
г.Уфы, являвшейся собором православных. Жил в церковной сторожке.
После репрессий 19371938гг. в отношении причта Сергиевской церкви
и ареста последнего архиерея предвоенного периода
архиепископа Григория (Козлова) и всего клира собор на несколько лет остался
без священнослужителей, литургия в храме не совершалась, но закрыт он не был.
Верующие приходили в храм помолиться, поставить свечи.
Проживавшие в Уфе многочисленные монахини из закрытых монастырей читали часы,
акафисты, каноны, псалтырь...
За храмом следил как церковный сторож иеромонах Мартиниан и монахини, проживавшие
при церкви и трудившиеся сторожами и уборщицами.
Только 11 апреля 1941г. на приход Сергиевской церкви прибыл иеромонах
Ксенофонт (Синютин), получивший разрешение от властей на совершение богослужений.
Продолжая работать сторожем, о.Мартиниан, стал и первым помощником нового настоятеля.
С его разрешения о.Мартиниан ходил по домам верующих, справлял требы, т.е.
на языке органов НКВД, "занимался отправлением нелегальных религиозных обрядов".
29 декабря 1941г. настоятель о.Ксенофонт выдал о.Мартиниану следующую справку: "Дана гр-ну Миронову Ивану Александровичу в том, что он прослужил в г.Уфе при Сергиевской церкви сторожем с 1935 года по 1941 год. Ни в чем не замечен, исполнял свои обязанности отлично и хорошо. Уволен по не зависящим от него обстоятельствам, в чем подписуемся 1941 года 29 декабря Председатель церкви /.../ Казначей церкви /.../ Священник /Синютин/ "
После начала Великой Отечественной войны люди заполнили храмы.
В Сергиевский собор ходило много военнослужащих. Перед отправкой на фронт
отцы Ксенофонт и Мартиниан благословляли бойцов идти воевать и защищать свое
отечество. Конечно, в церковной сторожке обсуждались тяжелые новости с фронта.
О.Мартиниана одолевали мучительные мысли о том, что победа над врагом
без Божией помощи невозможна, но власть остается богоборческой и большая часть
народа выросла в неверии, что же делать?
По показаниям свидетеля, в декабре 1941г. после разгрома немцев под Москвой
иеромонах Мартиниан в помещении церкви заявил: "Я говорил с одним красноармейцем, пришедшим из фронта, по имени Филька. Он мне передавал, что немцы наших ужасно бьют, не дают поднять даже головы, техника у немцев большая, которой у нас нет. Это не война, а истребление людей, все погибнут, и если Бог нам не поможет, победы не добиться".
В те же декабрьские дни о.Мартиниан сказал перед службой кому-то из верующих: "Как ты ни говори в отношении взятия Красной армией некоторых городов, но немец сильнее нас и окончательная победа над ним может быть только при помощи Бога, а наша армия в большинстве своей не верующие в Бога. Поэтому нам всем надо молиться, чтобы Бог по своей воле не наказал нас". [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д. ВФ-16748. Л.2829)].
В конце декабря 1941г. о.Мартиниан был уволен по требованию властей