Биография протоиерея Всеволода Шпиллера

Отец Всеволод был самым известным настоятелем храма святителя Николая в Кузнецах, который он возглавлял с 1951 по 1984 г.

Всеволод Дмитриевич Шпиллер родился в Киеве в дворянской семье 14 июля 1902 г. Его отец был довольно известным архитектором. Всеволод учился в Киевском кадетском корпусе, но его не окончил из-за начавшейся революции. В конце октября 1917 г. он, как и большинство воспитанников военных училищ, присоединившись к сохранившим верность присяге солдатам и офицерам Царской армии, участвовал в защите Киева от украинских националистов и отрядов Красной армии. Во время этих боев он был ранен. В скором времени его произвели в офицеры Добровольческой армии и в продолжение 1918-1920 гг. он участвовал в битвах, охватившей Россию Гражданской войны. При наступлении Красной армии в 1921 г. Всеволод Дмитриевич был вынужден покинуть Родину вместе с отступавшими частями Добровольческой армии. Первоначально местом его пребывания в эмиграции стал Константинополь, а затем Галлиполи. В конце 1921 г. он переезжает в Болгарию. Проведя некоторое время в скитаниях в поисках случайного заработка он в 1927 г. поступает в Софийский университет, после окончания которого женился на Людмиле Сергеевне Исаковой в 1934 г. В том же году он был рукоположен в сан диакона, затем - в сан священника. Отец Всеволод служил на разных приходах в Болгарии, втом числе в храме Успения Божией Матери в г. Пазарджик (1934-1944) и в г. София (1945-1950). Его духвным отцом в то время был архиепископ Серафим (Соболев). По его благословению, в 1950 г. о. Всеволод возвращается в Россию, тогдашний СССР. После возвращения и встречи с Патриархом Алексием (Симанским), он сразу назначается инспектором возрожденной Московской Духовной Академии и целый год живет с семьей в Сергиевом Посаде. Его труды на этом поприще были недолгими и в 1951 г. он покидает стены Академии. Протоиерей Всеволод получает новое назначение в храм святителя Николая в Кузнецах, где он пробыл настоятелем в течении 33 лет с 1951 по 1984 г. Не имея квартиры о. Всеволод долгое время с семьей жил в комнатке на колокольне Николо-Кузнецкого храма, где сейчас устроен мемориальный музей.

В период настоятельства в Николо-Кузнецком храме о. Всеволод сумел устроить <духовный оазис> в палящей пустыни советского атеизма. Имея огромный жизненный опыт и обладая глубокими познаниями в богословии и философии о. Всеволод в своих проповедях раскрывал глубину и красоту Православия. Его проповеди привлекали множество новых людей искавших Истину и находивших ее в словах мудрого проповедника. Проповеди о. Всеволода записывались на магнитофон, и пленки расходились по стране.

Известен замечательный случай из жизни Николо-Кузнецкого прихода во времена настоятельства о. Всеволода. В 1965 году погиб в автокатастрофе староста храма и Совет по делам религий незамедлительно назначил нового, который сразу развернул антирелигиозную деятельность. В храм повадились ходить атеисты-агитаторы из министерства внешней торговли; родителей, желавших окрестить ребенка, запугивали, заставляли предъявлять все документы вплоть до военных билетов, были устроены даже проверки документов у молящихся в храме, настоятелю "рекомендовали" прекратить проповеди. Отец Всеволод не мог мириться с таким положением дел и всячески сопротивлялся этому гонению. За противодействие старосте он был отрешен от настоятельства. Новым настоятелем назначили протоиерея Константина Мещерского, перешедшего из обновленчества. В день своего вступления в должность о. Константин сел в такси и поехал принимать настоятельство и дела у о. Всеволода. Когда автомобиль подъехал к храму, то водитель с ужасом увидел, что пассажир мертв. После этого случая о. Всеволода больше не трогали.

В 1970-ые годы устанавливается связь и духовное общение со старцем о. Павлом (Троицким), жившим в глубоком затворе.

Отец Всеволод воспитал таких известных и дорогих для нас священников, как о. Александр Куликов, о. Николай Кречетов, о. Владимир Воробьев, о. Александр Салтыков, о. Валентин Асмус.

Отец Всеволод скончался в Москве на 83-м году своей жизни 8 января 1984 г. на следующий день после Рождества Христова, в светлый праздник Собора Пресвятой Богородицы. Он был похоронен на Кузьминском кладбище в Москве. Стало доброй традицией в день его памяти прихожанам Николо-Кузнецкого храма и других приходов собираться на его могиле и совершать памятные панихиды.

Проповедь протоиерея Всеволода Шпиллера: "Ищите прежде Царствия Божия..."

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры! За Иисусом Христом всегда шло множество народа из многих городов и селений, из Иерусалима и Десятиградия, со всех концов Иудеи, Галилеи и Палестины. Обычно Спаситель поднимался на какую-нибудь возвышенность или гору и оттуда проповедовал. Народ, слушавший Его, пытался зайти повыше, поближе к Спасителю, ибо то, что Он говорил, Его благовестие, имело совершенно особую силу. Учили народ фарисеи, книжники, начальники, и народ слушал их, и привык слушать. Они говорили умно и о насущных вещах - учили народ жить. Но слово Христа Спасителя отличалось от всего того, что привыкли слышать вокруг себя люди тогдашнего времени. Отличалось оно одним - силой. Он говорил всегда как власть имеющий, и власть высшую. Власть и силу правды, притом правды Божией. Эта правда противопоставлялась всем учениям и правилам, которым люди должны были следовать. Поэтому слово Его имело революционную силу. Оно действительно опрокидывало все сложившиеся понятия людей того времени. Слово Спасителя было обо всем, о всей жизни, о всем ее устройстве, о том, что плохо в ней или хорошо, и решительно во всем оно открывало совершенно новый смысл, меняло все сложившиеся понятия.

Именно так же звучит и сегодняшнее евангельское чтение, и мы, так же поднявшись на эту маленькую горку в храме Господа нашего, слушали Его проповедь, часть Его учения, изложенную в сегодняшнем евангельском рассказе. Вы подумайте, как в те времена смущены были люди, слушавшие Его, независимо от того, принимали они Его слова или нет. И это понятно, ведь Его проповедь ниспровергала слагавшиеся многими столетиями понятия людей. Но разве то слово, которое мы сегодня слышали в евангельском чтении, не опрокидывает и наши с вами понятия, - понятия, слагавшиеся тоже, если хотите, веками и так распространенные и сейчас? Один пророк говорит о том времени: люди сделали себе идолов и этим идолам поклоняются, как Богу, и поэтому они не могут как следует принять Слово Божие, а продолжают поклоняться своим божкам, своим идолам, которых посадили в своих сердцах и душах. А ведь то же самое происходит и у нас с вами, братия и сестры, поэтому и мы 2000 лет спустя после Спасителя многие Его слова воспринимаем с недоумением, останавливаемся перед ними, а многие из современных людей даже говорят: христианство в истории не удалось, - потому что смущаются учением Христа. Нет, христианство удалось! А что смущает? Сегодняшнее евангельское чтение очень хорошо говорит, как не надо полагать слишком много попечений о хлебе насущном, об одежде, о всех тех благах цивилизации и культуры, которые человек добыл, к которым стремится, которым поклоняется и кланяется как богам, как идолам. И этих идолов в душе людей теперешних такое же множество, как и у тогдашних, мы даже не знаем, где найти свободное место для Бога, место для Бога истинного. Да, но как можно не заботиться о хлебе насущном и быть подобно птицам небесным? Как можно не заботиться об одежде, которую мы носим? Об этом вы сегодня слышали. Об этом говорит Христос. А Христос зовет прежде всего к правде, к правде Царствия Божия, а потом все остальное. Что важнее для нас, для огромного множества людей сегодняшних - правда Божия или хлеб насущный? Мы носимся из магазина в магазин с нашими авоськами, и разве не это наполняет нашу жизнь - большую часть нашей жизни? Разве не ищем мы прежде удовольствий, а затем уже правды Божией? Но что получается? Вы посмотрите на наш опыт, и мы убедимся, что Спаситель был прав, насколько Его учение глубоко и жизненно правильно. Чем больше забот о хлебе насущном, тем его меньше. А о правде Божией и говорить нечего. В жизни мы загнали ее в угол и не обращаем на нее внимания, а между тем, чем меньше правды Божией, тем больше господство материальных благ, которых на самом деле становится все меньше. Слова Христа Спасителя, сказанные более 2000 лет тому назад, верны и убедительны и сейчас. Его учение такое простое, но одновременно такое глубокое и верное. Там, где есть правда Божия, там гораздо больше и материальных благ. Ведь Спаситель не говорит: "не добивайтесь этих благ", ведь без них жить нельзя - без одежды жить нельзя, без хлеба жить нельзя. Он и не говорит, что не нужно трудиться для того, чтобы иметь нужное для жизни. Но Он говорит: "Ищите прежде правды Божией и Царствия Божия!" А ведь мы прежде ищем, чем бы наполнить нашу авоську, какой бы костюмчик подобрать на себя, мы прежде стремимся к удовольствиям в жизни, чем к правде Божией. А Спаситель только одно и говорит: "Ищите прежде Царства Божия, правды Божией и все остальное вам приложится", - потому что Бог знает, что вам нужно, и поможет вашему труду, в котором вы трудитесь, для того чтобы иметь необходимую материальную основу жизни. Но прежде ищите правды Божией, прежде ищите Бога, а потом все приложится вам.

Вот на это и христиане, и неверующие люди не обращают внимания - на слово "прежде". Весь смысл проповеди Христовой о жизни: жизни на земле, жизни человека в Боге, жизни человека такой, какой она должна быть, для того чтобы человек был человеком. Смысл этого заключается именно в том, что нельзя прежде всего искать того, чего мы ищем, и поклоняться всему тому, чему поклоняемся, как идолам, которых внесли в свою душу, в свою внутреннюю жизнь. Нужно все, и все требует труда, но этот труд будет благословен и плодотворен только тогда, когда прежде будем искать правды Царства Божия, а не иначе. А что такое правда Царства Божия, которую нужно искать прежде всего? Это - любовь! Бог есть любовь, и человек сообразен Богу, поэтому он есть в сущности глубинной своей тоже любовь, и должен жить любовью,- любовью к людям, только тогда правда будет осуществляться в его жизни. Пути, ведущие к претворению правды Божией на земле, - это прежде всего пути борьбы со страстями. Мы пугаемся этой борьбы, мы ее боимся, боимся тех страданий, которыми страждет, действительно страждет, каждый борющийся со страстями себеугождения. Мы так привыкли к этому себеугождению, к исканию и наполнению нашей жизни прежде всего материальными благами, что, отказываясь от чего-то, мы страдаем и боимся этих страданий. Но именно эти страдания ведут к правде, именно они ведут к свету, которым наполняется жизнь, когда человек любит, по-настоящему любит, любит Бога, любит ближнего своего и ищет правду и жизнь в правде, в истине, а не в той лжи, которой наполнена человеческая жизнь, особенно нашего века, особенно наших дней всюду - во всем мире.

Будем почаще вспоминать сегодняшнее евангельское чтение, в котором Спаситель говорит: "Ищите прежде Царствия Божия, и все остальное, все нужное приложится вам". Аминь. 1977 г.

Ссылки на материалы