СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
140 лет со дня рождения архиепископа Вассиана Пятницкого

Хотя настоящий час уже не ранний, и вы все, братия и сестры мои, наверное, немало утомились от продолжительного стояния в храме Божием, я все-таки хочу предложить вам (и думаю, что вы не откажетесь от моего предложения) совершить со мною сегодня паломничество по святым местам русским. Такие путешествия крепко любили наши благочестивые предки, и если мы захотим подражать им, то не найдем лучшего времени для этого, как нынешний день - день памяти всех святых, в земле Российской просиявших.

Велико предстоящее нам путешествие, долог путь, но не бойтесь, возлюбленные мои, трудностей его: мы посетим не все города и обители, а побываем только в тех благодатных уголках сада Господня свято-русского, где прекраснейшие цветы духовные - угодники Божии - цветут пред Владыкою сада или где особенно много насаждено сих цветов рукою Его. Совершать наш путь священный мы будем не пешими стопами, ни на конях, ни на кораблях, а возьмем крылья могучие - веру и любовь ко Господу и святым Его, и высоко-высоко поднимемся над землей и понесемся, как на облаках, над родной нашей Русью Святой.

Откуда же начать паломничество? Покинем наш Богоспасаемый град Москву и пойдем на равнины южные, к древнему Киеву - матери всех городов русских...

На горах Киевских поклонимся прежде всего Первозванному Апостолу Христову Андрею, за длинный ряд веков прозревшему и провозвестившему грядущую святую славу тогда еще темной и безвестной страны скифов и благословившему ее Крестом святым. Поклонимся премудрейшей из жен Российских Равноапостольной великой Княгине Ольге, посеявшей первые семена Православия в земле нашей; поклонимся варягам-христианам Феодору и юному сыну его Иоанну, первым мученикам нашим, привлекшим ко Христу страдальческою кончиною своею повелевшего казнить их князя великого Владимира, которому вечная да будет слава на Руси за святые равноапостольные труды его. Не пройдем мимо и сыновей Владимировых Бориса и Глеба, благих отраслей корня святого, падших от руки братоубийцы Святополка. Поклонимся первому Киевскому Митрополиту Михаилу и пойдем во святую обитель Печерскую, первый удел Богоматери на Руси. Спустимся в глубь земли, в город пещерный: в благодатной тьме его сияли светом праведности сонмы подвижников при жизни своей, сияют открыто и ныне нетлением мощей своих; два святых первоначальника Печерских - Антоний и Феодосий преподобные - скрыты Господом в глубине земли, как редчайшие и драгоценные алмазы черные, и невидимы взорам человеческим, все же иные преподобные Печерские, как самородки золота и камни самоцветные, горят и светят народу православному. Здесь Никон и Варлаам игумены, Алипий иконописец, коему в трудах его помогали Ангелы; Агапит - врач безмездный, Угрин Моисей, новый Иосиф целомудренный, страдалец за чистоту свою, истерзанный по приказанию жены любосластной; здесь многострадальный Иоанн, угасивший огонь похоти плотской вольным погребением себя по перси заживо в землю; и Нестор, первый летописец русский, и главы святых безвестных, от сухости костей источающие неистощимое целебное миро; здесь сотни угодников, прославленных уже Церковью, и невидимое нам число угодников, прославленных от Единого Господа на небесах.

Поклонимся до земли всем им - красоте земли нашей, бросим прощальный взгляд на голубые струи Днепра - реки-купели всея Руси - пойдем в близлежащий град Чернигов, на поклонение святителю Феодосию, мудрому правителю церковному и подвижнику строгому, в дни наши к лику святых причтенному.

Недалек отсюда путь наш на Волынь, во святую обитель Почаевскую, где почивает преподобный Иов, отец и наставник иноков.

Далее пойдем в землю Виленскую, где обретем мучеников Антония, Иоанна и Евстрастия, добрую победу одержавших над мучителем своим князем-язычником Ольгердом, за веру во Христа на древе их умучившим.

Продолжая путь наш с полудня на полночь, достигнем и мы, братия, земли Господина Великого Новгорода, града крепкого не только силою меча, но и силою Креста, не только казною золотою, но и нищетою о Христе. Велик сонм угодников Новгородских. Вот благоверный князь Владимир Ярославович, создатель храма Святой Софии Премудрости Божией. Вот перед нами Святители: первый епископ Иоаким Корсунянин, при Владимире Святом принесший в землю Новгородскую свет Истины Христовой, и великий Никита, постник и еще при жизни чудотворец, и Иоанн, сподобившийся во время нашествия врагов на Новгород видеть знамение великой милости Пресвятой Богородицы и собрать в фелонь свою чудоточные слезы Ее от устреленной врагами святой иконы Ее, и иные многие. Вот в лике преподобническом поклонимся Хутынскому Варлааму, насадителю иночества в пределах Новгородских, и Антонию, из ветхого Рима на камне, как на корабле, приплывшему в град сей; и Александру Свирскому, созерцателю видений таинственных, и отшельнику Нилу на Столбенском острове Селигера озера, и Сергию с Германом, на каменистой земле острова Валаама добрый плод принесших сеятелю Христу; и Арсению Коневскому, коего имя нам, возлюбленные мои, нарочито близко, ибо он принес с Афона чудотворный образ Богоматери, список с коего составляет священное украшение сего святого иконостаса. Почтим блаженных Николая и Феодора, образ безумия принявших и притворным взаимным враждованием в Христа ради буйстве своем обличавших междоусобную борьбу буйных новгородцев. Поклонимся неведомому рабу Христову, нетленным телом своим в колоде на льдине по Мсте-реке против течения приплывшему к порогам Боровицким и в сонном видении многим открывшему одно только имя свое - Иаков. Приимите земной поклон наш все вы, угодники Божии, Новгородские, и благословите нас на дальнейший путь, к младшим братьям вашим - Псковичам.

От рода великокняжеского два подвижника украшают древний город Псков: благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, и благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, верно защищавшие родину мечами своими на поле брани и ограждавшие ее усердными и теплыми молитвами своими. Прославим мужество блаженного старца Николая Саллоса - юродивого, не убоявшегося самого царя Иоанна Грозного обличить в пролитии невинной крови и испросившего у жестокого государя пощаду родному своему городу; а также и благоговейного пресвитера Исидора, с 72-мя прихожанами его, не согласившимися изменить вере православной и за это утопленными в городе Юрьеве ливонскими немцами, жестокими слугами папы Римского.

Из области Псковской перейдем, братья мои, в пределы Вологодские, в самую глушь лесов северных, чтобы припасть молитвенно к Преподобным Димитрию Прилуцкому и Корнилию Комельскому, насадителям монашества в местах этих, много скорбей претерпевших от сынов века сего; а на реке Обноре поклонимся дивному подвижнику Павлу, из 112 лет жития своего слишком 90 проведшему в посте и молитве и три года обитавшему, как птица лесная, в дупле огромной старой липы, и иным многим инокам святым.

Пойдем теперь, возлюбленные мои, на Белое озеро - там великий угодник Божий Кирилл-чудотворец, основатель славной обители, носящей имя его, премудрый списатель книг духовных; там ученик его - преподобный Мартиниан, любитель безмолвия, в великом смирении своем именовавший себя "лжею инок, а не истиною", но от Господа Сердцеведца прославленный даром чудотворения; там преподобный Нил Сорский, возлюбивший и проводивший строжайшее подвижническое житие и заповедавший ученикам своим правила скитского безмолвия, трудов и бдений молитвенных.

После озера Белого посетим Устюг Великий - место подвигов блаженного Прокопия, юродством своим прикрывавшего святость свою, теплого молитвенника за ближних своих, предстательством своим отвратившего от Устюга Божию казнь дождем камней раскаленных; и другого юродивого Иоанна, великими лишениями томившего плоть свою.

От Устюга Великого - путь наш в малое селение Верколу, родину отрока праведного Артемия. С пятилетнего возраста чуждался он греха и суеты, на двенадцатом году жизни сражен был громом, 28 лет лежало тело его непогребенным в лесу глухом; люди почитали его наказанным от Господа, а Господь прославил святые останки его сиянием небесного света и даром исцелений.

Теперь, возлюбленные мои, пойдем на крайний север родины нашей - к морю Белому. Страна ночи многомесячной. Страна мороза лютого и мертвого безмолвия. Через студеные волны моря-океана перенесемся на остров Соловецкий, в обитель преподобных Зосимы и Савватия: среди мрака и мороза полуночного неугасимо горят пламенем огненным два прекрасные сии светила Божии, горят, и светят, и греют, а около них, точно звезды частые на небе темном, льют свой кроткий свет на землю северную ученики их и сподвижники: преподобные Елеазар и Иринарх, Иоанн и Василий, Онуфрий и Герасим и иные многие.

В Сибирь далекую не пойдем, братья мои, лишь через каменный пояс гор Уральских устремим взор наш в страну эту: леса дремучие, горы высокие, реки многоводные. Племена малые инородческие, в тьме духовной сидящие. Но и этот край суровый не забыт милосердным Господом: на высоте престолов святительских поставил Он два светильника пресветлых: Иннокентия Иркутского и Иоанна Тобольского, и светят они народу темному и источают реки благодатные чудес и милости Божией. Порадуемся на святителей Сибирских, братия мои, и потом почтим Стефана, епископа Пермского, апостола народа зырянского, и Трифона преподобного, просветителя Вятской земли, и к полудню снова путь направляя в Казань, придем и помолимся святителям тамошним: Гурию, первому архиепископу, и Варсонофию, многих людей от тьмы лжеучения Магометова приведших в чудный свет Христов.

Вот мы уже в стране Тамбовской: на престоле архиерейском сияет святитель Питирим, новый чудотворец, а в лесах Саровских - старец святый, светлою радостью Пасхальною присносиявший, избранник возлюбленный Матери Божией - преподобный Серафим, а под покровом его отеческим ждут по пророческому глаголу его грядущего часа прославления своего "сироты Серафимовы" - подвижницы обители Дивеевской, которую Сама Царица Небесная нарекла четвертым и последним на земле уделом Своим.

В Воронеж теперь направимся на поклонение святителю Митрофану, ревнителю веры и благочестия, иноку истинному, сменившему сияние митры архиерейской на темный куколь схимнический - шлем Ангелов земных; а оттуда в Задонск к иному святителю Воронежскому - Тихону, из уединения монастырского питавшему писаниями своими алчущих пищи духовной и учившему в суете мира живущих от мира собирать сокровище духовное.

На берега Каспия устремим с благоговением взор и, издалека поклонившись святителю Феодосию и убиенному мятежной толпой священномученику Иосифу, митрополиту в древней Курской области, побываем у нового чудотворца святителя Иоасафа Белгородского, сурового обликом и благостного душой, ревностного хранителя правил церковных и доброго наказателя клириков.

Совершив путь паломнический по окраинам Руси, пойдем в середину ее. В древней Твери почтим Арсения епископа, среди попечений и молвы служения архиерейского жившего наедине с Богом, и святого князя мученика Михаила Ярославича, от сродника честолюбивого в руки хана татарского преданного на казнь лютую. А во граде Кашине поклонимся благочестивой супруге его, княгине Анне, от честного вдовства путем узким и скорбным перешедшей к Ангелоподобному на земле житию иноческому. Из Кашина - в леса Костромские, помолиться преподобному прозорливому Геннадию и сокровенному угоднику Божию преподобному Ферапонту, в совершенном уединении, среди лесов и болот непроходимых, проводившему жизнь свою.

Древний город Ярославль хранят святые благоверные князья Феодор и сыновья его - Давид и Константин, умевшие сочетать труды правления княжеского с подвигами благочестия.

Вот входим мы в Ростов Великий... Святые Ростовские нам, братья мои, особенно близки, ибо наш храм Благовещенский Святителями Ростовскими создан и они его небесные покровители. Помолимся же первому среди их священного собора - Леонтию, просветившему край сей святым крещением и мученическую кончину приявшему от язычников, и строгому подвижнику Исаии, и кроткому терпеливому Иакову, много скорбей перенесшему от людей злых, и великому чудотворцу Игнатию, даром чудотворения прославленному в самый день погребения своего: когда несли в храм тело святителя, видели тогда люди благоговейные, как он, восстав от одра погребального, шествовал по воздуху; при прощании с усопшим многие как дар любви его получили исцеление от недугов своих, когда после отпевания, по обычаю того времени, хотели положить в руки его список поставленных им клириков, тогда святитель Игнатий, как живой, поднял десницу и сам принял список, и с того дня и доселе не погребенный в земле, почивает святый архипастырь в дивном нетлении мощей своих. Ряд святых святителей Ростовских заключает премудрый и многоученый Димитрий, вечно прославленный как списатель Четьих-Миней и обличитель раскола. Прославляют люди ростовские и преподобного Авраамия архимандрита, борца с языческими суевериями, и юродивого Исидора, прозванного Твердисловом, ибо твердо было и всегда сбывалось слово его, и другого юродивого - Иоанна, великого девственника и молитвенника. Положим поклон до лица земли всем святым угодникам Ростовским и помолимся им, да будет неотступен их покров благодатный над нами и над святым храмом сим, и над всем местом окрестным - их древней вотчиной.

Пойдем теперь в Переяславль-Залесский, к Никите Столпнику: прежде был он сборщиком податей, безжалостным истязателем ближних своих, но Господь открыл ему мерзость греховную души его, чудесно показав ему во время трапезы части тела человеческого, плававшие в поданных на стол кушаньях; после сего удалился Никита из мира, взошел на столп, возложил на себя тяжкие вериги медные и шапку каменную и много времени провел в великих подвигах и плаче непрестанном о грехах своих, пока не убит был злодеями, принявшими его медные вериги за драгоценные и захотевшими похитить их.

Поклонившись после сего в Суздале святителям Иоанну и Феодору и подвижнику великому Ефимию архимандриту, и княжне-инокине Ефросинии, а во Владимире - великим князьям Андрею Боголюбскому, убиенному боярами своими, и сыну его Глебу, девственнику юному, дивным нетлением тела прославленному, и Невскому герою Александру, пред кончиной отложившему багряницу и принявшему схиму с именем Алексия, отойдем в пределы Рязанские почтить святого Василия, епископа из Мурома, неправедно изгнанного и на мантии святительской приплывшего по Оке в Рязань, и великого мученика князя Романа, за верность Христу на части малые рассеченного по повелению хана Темира, и княгиню-мученицу Евпраксию, ради сохранения целомудрия самой смерти не убоявшуюся.

Пойдем на малое время в Калугу, к Лаврентию юродивому и Тихону преподобному, много лет подвизавшемуся в дупле дуба великого; в Звенигород - к преподобному Савве Сторожевскому, постриженнику и ученику преподобного Сергия, и в Волоколамск - к преподобному игумену Иосифу, суровому подвижнику, писателю мудрому искусному обличителю еретиков, а оттуда - в глубину лесов Радонежских, в вотчину возбранного Воеводы всей земли Русской - преподобного и Богоносного Чудотворца Сергия.

Сергий!.. Имя, сладость райскую и теплоту небесную проливающее в душу каждого православного! Дивный избранник Христа и Приснодевы, от боярства приведенный в славу сынов Царства Божия, из безмолвия лесов непроходимых поставленный на свещнике Лавры великой; чудотворец преславный и помощник скорый; инокам наставник и небожителям собеседник, живой храм Троицы Живоначальной, всего русского монашества северного насадитель и всея Руси Игумен Небесный; Солнце светлое, всю землю свято-русскую освещающее и согревающее, а в лучах солнца этого смиренно скрыли сияние свое звезды духовные - ученики и чада Сергиевы: Никон, Михей, Дионисий архимандрит, Серапион святитель, и иные ведомые и неведомые, под спудом земли Сергиевой почивающие вокруг раки мощей цельбоносных Отца своего.

Подходит конец нашему паломничеству: нам остается лишь Московским угодникам поклониться. Начнем же наш путь по Москве с окраинного монастыря Данилова, где почивает основатель его - сын святого Александра Невского, первый князь Московский Даниил преподобный, смиренным схимником сошедший в могилу. В Москве же - юный отрок-мученик, сын Грозного, царевич Угличский Димитрий, цветок чистый и нежный в саду царя земного, срезанный рукой раба завистливого и рукою Господнею перенесенный на вечное цветение в сад Царя Небесного; здесь же и святые мученики, от татар за отказ отречься от Христа убиенные: князь Черниговский Михаил и ближний боярин его Феодор, верность сохранивший не только господину своему земному, но Господу Господей. Здесь митрополиты Московские: первопрестольник Петр, предрекший великую славу малого тогда города Москвы; премудрый Алексий, молитвенник за родную землю пред Господом и заступник пред ханами татарскими; и великий подвижник благочестия - Иона; и бесстрашный исповедник Филипп, грозный обличитель беззаконий Грозного, принявший горькую смерть от руки Малюты Скуратова; здесь преемник первосвятителя Петра - митрополит Феогност, хранитель уставов церковных; Киприан, ревнитель просвещения духовного, и Фотий, в бурное время стоявший у кормила Церкви Русской; здесь же адамант твердый, защитник веры и родины в годину лихолетья - священномученик патриарх Гермоген, мучительной смертью скончавший житие свое в подземной келье монастыря Чудова.

Здесь преподобные иноки Савва и Андроник, и преподобная княгиня Ефросиния, основательница обители Вознесенской, до иночества супруга князя Димитрия Донского, княгиня Евдокия; и Христа ради юродивый Максим, упованием грядущего блаженства райского заглушавший скорби и болезни многотрудной плоти своей; дерзновенный Василий, обличитель Грозного царя Иоанна и заступник перед ним за невинных; и прозорливец и молитвенник Иоанн, прозванный "Большой Колпак", носивший для томления плоти тяжелую железную шапку в жизни сей, а в иной жизни приявший венец доброты от руки Господни.

Вот и конец нашему паломничеству, братья и сестры мои, мы снова в родном нашем храме Благовещенском. Отдохнем же здесь под Покровом Пресвятой Богородицы и поразмыслим: что же вынесли мы из нашего священного пути, какие уроки, какое утешение дали нам угодники Российские?

Прежде всего, они учат нас, возлюбленные мои, что не земля одна существует, а есть и небо, что кроме требований плоти есть запросы духа, что жизнь земная - не самоцель, а средство и путь к достижению иной цели - жизни вечной в обителях Отца Небесного; что надо нам не об обретении зде пребывающего града заботиться, а грядущего искать; что никакие условия внешней жизни не помешают человеку жить с Богом и в Боге. Если сам человек искренно и твердо пожелает этого единения, что скорби земные прейдут, а радости духа чистого пребудут вечно... Вот какое наставление и утешение дают нам угодники святорусские, столь различные по путям жизни своей и по мере и роду подвигов своих, но одинаковые по духу своему - духу строгого восточно-православного подвижничества!

Наше путешествие, конечно, утешило нас и в другом отношении: нам радостно, что земля наша - наша Русь родная - есть Русь Святая, есть дивный сад, Господом насажденный, и Насадителю своему приносящий древа, плоды и цветы прекрасные...

Но здесь облако грусти набежит и тень набросит, и омрачит эту радость нашу... Встанет вопрос, вопрос мучительный и страшный - Русь наша и теперь святая, или она была святая? Да, со скорбью скажем, что далеко нам, отдаленным потомкам угодников русских, до их красоты духовной и святости. Опустел родной наш сад Господень, пали древа, растлились плоды, увяли цветы... Но и с радостью скажем, что не все еще древа пали, и плоды еще есть сладкие, и цветы благоухающие...

И снова - помысл тревожный: разве хозяин сада запустевшего будет ждать, пока засохнет последнее дерево, и падет на землю последний плод, и увянет последний цветок?.. Пересадив последние живые цветы и деревья и собрав последние созревшие плоды, не предаст ли он секире и огню сада иссохшего?.. Что есть грозное "Мене, Текел Упарсин!", произнесенное уже небесным Владыкой вертограда русского? Если поднята уже над ним разящая секира Господня и огонь палящий гнева Божия готов пасть на землю русскую?.. Что тогда?..

Тогда... Тогда - веруем! Веруем! Веруем! Тогда все святые Российские предстанут за нас пред Грозным и Праведным Судией. О, сколько омофоров святительских простерто будет над землею Русской! Сколько боевых щитов княжеских поднимется за нее! Сколько убогих мантий преподобнических, сколько обнаженных тел Христа ради юродивых станет за нее! Тогда вся Русь Святая на небе во всей силе и дерзновении станет пред Господом на молитву за грешную землю Русскую... Разве можем мы помыслить, что святые сродники наши и соплеменники забудут родную землю и Церковь свою? Разве Первозванный Андрей Апостол забудет ту страну, которую в духе созерцал он и благословил за девять веков до духовного ее рождения.

Если же и все отрекутся от грешной Руси, то разве отнимет от нее Покров Свой Матерь Божия, Заступница усердная народа русского? Нет... Та, Которая от Влахерна святою иконою Успения Своего чудесно благословила Антония и Феодосия на горе Печерской; Та, которая в местах Радонежских обещала Великому Сергию неотступной быть от обители его; Та, Которая в пустыне Саровской возлюбленному избраннику Своему Богоносному Серафиму обещала в его Дивееве создать небывалую во всем мире Лавру девственниц; Та, которая чудотворными иконами Своими, как стеною нерушимою, оградила землю нашу - Та и одна подойдет к Сыну и Богу Своему, и руку Свою наложит на секиру суда Его и слезами Своими теплыми угасит огонь гнева Его, - и, по молитве Матери, даст Вечный Судия земле Русской время на покаяние, и покается Русь, и простит Господь грехи ее, и помилует ее... и снова, омытая слезами покаяния, как дождем благодатным, зазеленеет и зацветет пред Насадителем своим сад Божий - Русь Святая!

Матерь наша Небесная, апостоле Христов Андрее, угодники Божие Российские! Не забудьте нас! Молитесь за нас! Заступитесь за нас! Аминь.

Проповедь произнесена в Благовещенской на Бережках церкви после литургии 8 июня 1925 года. Текст предоставлен М. М. Языковой, двоюродной внучкой священномученика Вассиана, библиотекарем ОДС.

Материал сайта pravoslav.odessa.net