Архиеп. Андрей Комаров "с архиепископской мудростью украсил храмы не только живописью, но и батюшками"
8 июля 2019г. исполнилось 140 лет со дня рождения архиепископа Днепропетровского и Запорожского Андрея (Комаров Анатолий Андреевич)

В 1908 году закончил Казанскую духовную академию кандидатом богословия. Кандидатское сочинение отец Анатолий писал по кафедре Священного Писания Ветхого Завета: "Книга Иова и раскрываемое в ней догматическое и нравственное учение"

В деле Э С-4469 Астраханского УФСБ содержатся сведения об аресте. 7 декабря 1930 года епископ Андрей (Комаров) был арестован вместе с астраханскими священнослужителями: о. Иоанном Болтинским, о. Григорием Степановым, о. Федором Степановым, о. Евгением Карасевым, о. Петром Троицким, о. Василием Смирновым, о. Иоанном Великановым, о. Николаем Покровским, о. Михаилом Троицким, протодьяконом Николаем Введенским, протодьяконом Антонием Поздняковым, монахиней Алевтиной (Василининой), ктитором Афанасия Афонской церкви Марфой Васильевной Мартемьяновой и Овчинниковым Иваном Михайловичем, и обвинен в том, что "реакционно настроенная часть духовенства - Тихоновского течения, под его руководством, организовавшись с контрреволюционной целью в группировку, повела политическую борьбу с Советской властью, путем произнесения перед широкими массами верующих антисоветских проповедей, содержащих в себе призыв к борьбе с существующим политическим строем, распространение контрреволюционных провокаций" и т. д. Кроме усиленного проповедничества, епископу Андрею вменялось в вину "показательное с особым подчеркиванием, при скоплении публики, поминовение ссыльных священников за антисоветскую деятельность, вместе с епископом Филиппом (о их спасении из заточения и пленения)", а также "показательное громогласное поминовение "убиенных" (контрреволюционеров) архиереев Митрофана и Леонтия и всех сущих убиенных за православие". Обвинялся епископ Андрей в оказании помощи ссыльным астраханским священнослужителям, их семьям и раскулаченным. Вменялась в вину епископу Андрею и его неприязнь к "обновленчеству", которая выражалась в хранении найденного у него при обыске "Противообновленческого катехизиса" митрополита Серафима, который владыка давал переписывать астраханским священнослужителям. Немалая часть этих обвинений была явно надумана, что хорошо видно из объяснительной записки самого владыки Андрея, которую он составил 5 января 1931 года.

Архиепископ Андрей долго и упорно выживался из Астрахани местными властями. В 1935 году он был привлечен к суду из-за злостного неплатежа налогов. Непосильные налоги накладывались на всех служивших священнослужителей, а архиерей был обложен налогом, который фактически никак не возможно было оплатить. На суде владыку приговорили к штрафу, который неминуемо бы перерос в срок заключения, если бы архиерей снова был уличен в неуплате налога. Архиепископ Андрей вынужден был отказаться от архиерейских служений в храмах города, ограничившись лишь совершением треб на дому, служением панихид на кладбище и чтением Псалтыри по покойникам. Отстранившись официально от управления епархией, владыка продолжал осуществлять негласное координирование между приходами, что, по сути, являлось продолжением епархиального управления. Наконец, 27 апреля 1939 года, после усиленного давления властей, архиепископ Андрей был уволен на покой и вынужден покинуть Астрахань.

Служил архиеп. Андрей ежедневно, накануне праздничных дней по 2 всенощных бдения. Жил в крайней бедности, подвергался оскорблениям и даже побоям со стороны хулиганов-атеистов. Будучи аполитичным и осторожным, избегал опасных знакомств, никого не принимал у себя дома. Тем не менее подвергся аресту, с 13 июля по 7 сент. 1941 г. был в заключении, освобожден в связи с прекращением дела. Много проповедовал, слово его производило неизгладимое впечатление на паству своей искренностью, теплотой и тем, что за его поучениями стоял личный духовный опыт.