Новые сведения о свяшеннике Никольском Александре Алексеевиче

Благодарим нашего корреспондента Красильщикова Василия Вячеславовича, приславшего нам в марте 2021г. фотографмм и значительные дополнения о своем пострадавшем родственнике свяшеннике Никольском Александре Алексеевиче. Ниже приведено его письмо и статья.

"В базе о новомучениках, размещенной на вашем сайте содержится информация о моем прапрадеде Никольском Александре Алексеевиче Прошу обновить и дополнить информацию о нем материалами, которые были найдены мной в Архивах УФСБ России по Ивановской и Владимирской областям, а также в ГАВО и архивах органов ЗАГС Республики Коми. Данные материалы были опубликованы мной в интернет-издании: https://zebra-tv.ru/novosti/story/prikhozhane-neskolko-raz-spasali-moego-pradeda-ot-politicheskikh-repressiy/"


Красильщиков Василий Вячеславович
Кандидат физико-математических наук, доцент
Владимирский филиал Российского университета кооперации

О некоторых этапах жизни священника Александра Алексеевича Никольского

Статья посвящена жизнеописанию священника Александра Алексеевича Никольского, служение которого проходило в селах Лыково и Богданское, вблизи г. Владимира, рукоположенного во священники в 1910 г. Более 15 лет ему пришлось нести священническое служение в тяжелые послереволюционные времена становления советской власти, когда свобода вероисповедания была лишь декларацией, когда не то что проповедовать, но и просто сохранить веру было неимоверно сложно. Невзирая на сложности этого периода, отец Александр продолжал служение. В работе использованы материалы двух архивных уголовных дел 1921 и 1930 гг., заведенных на священника А.А. Никольского, дела о рукоположении во священника А.А. Никольского и других материалов фондов досоветского и советского периодов Государственного архива Владимирской области (ГАВО). Впервые публикуются уникальные ходатайства односельчан, под которыми стоят более 350 подписей в поддержку священника А.А. Никольского и с просьбой освободить его из-под стражи.

Ключевые слова: Никольский, Лыково, Богданское, Суздальский уезд, Северный край, исправительно-трудовой лагерь, лагерь принудительных работ, высылка, подвиг прихожан, священник, репрессии, реабилитация.

Член Союза российских писателей, советский и российский писатель и журналист Сергей Львович Щеглов (псевдоним Сергей Норильский) рекомендовал опубликовать трагическую историю семей священников братьев Никольских: "Прямо скажу: материалы, присланные Вами, потрясают. Боже мой, каких испытаний не выпало на долю российского священнослужителя, одного из множества новомучеников земли нашей! Нынешнему гражданину Российской Федерации, особенно молодому, если он не осведомлен о событиях не столь давнего прошлого, трудно себе представить атмосферу, в которой оказались их предки, если они верили в Бога и служили ему. К великому сожалению, все последние года эта народная трагедия замалчивалась... Картина, нарисованная Вами, раскрывает все перипетии этой трагедии". В настоящей работе речь пойдет о судьбе священника Александра Алексеевича Никольского в годы гонений на церковь и подвиге прихожан церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Лыкова Юрьев-Польского района, в которой он служил.

Александр Алексеевич Никольский родился 28 августа 1865 г. в селе Рождествене Суздальского уезда в семье псаломщика Алексея Ивановича Никольского. В этой семье было как минимум пять братьев. Старший Иван (род. 13.07.1858) --- протоиерей Крестовоздвиженской церкви города Мурома. Брат Василий (род. 18.12.1871) стал священником Благовещенского собора г. Мурома и также был репрессирован в 1930-е годы и расстрелян в городе Горьком. Брат Григорий (род. 15.01.1862) стал диаконом пог. Муска Муромского уезда, после 1920 года информации о нем не найдено. Брат Михаил (род. в 1863) стал псаломщиком в селе Рождествене после смерти их отца в 1900 году. Само село Рождествено в годы советской власти было переименовано в поселок Красный Коварчинского сельсовета в Ивановской области, а затем 17 февраля 1972 г. исчезло с лица земли.

Образование Александр Алексеевич Никольский получил в Суздальском духовном училище. С 1881 г. по 1885 г. учился во Владимирской духовной семинарии. Освоил, правда, только 2 класса, по всей видимости, из-за болезни. Удалось найти табель его успеваемости за один из годов обучения. Обращают на себя внимание успехи по математике ("круглое отлично"), по греческому и французскому языкам и Священному Писанию [3]. По увольнении из 2-го класса он был определен с 12 января 1885 г. во псаломщики в село Богданское Суздальского уезда, где посвящен в стихарь 8 июня 1886 г.

23 января 1885 г. Александр Алексеевич Никольский берет в жены Прасковью Фостирьевну (1861 г.р.) --- дочь псаломщика села Богданского Фостирия Петровича Виноградова. У них было как минимум, четверо детей. Один из них --- сын Михаил (р. 02.09.1891) и три дочери: Лидия умерла в детстве (23.02.1890 --- 24.08.1891), Анна (Ильинская) (р. 24.07.1886) и Елизавета (Красильщикова) (21.09.1894 --- 23.01.1976), которая является моей прабабушкой. В советские годы она работала учительницей во владимирских школах, удостоена государственных наград СССР --- Ордена "Мать-героиня" и Ордена Ленина.

11 ноября 1890 г. Александр Алексеевич Никольский был рукоположен во диакона архиепископом Феогностом (Лебедевым) и оставлен на вакансии псаломщика. В общей сложности Александр Алексеевич 24 года служит в с. Богданском, где его наставником был местный священник, Благочинный 2-го округа Суздальского уезда Евгений Иванович Лебедев. Который так характеризовал А.А. Никольского: "обязанности исправлял весьма исправно: по чтению, пению и катехизису познания весьма хорошие, устав церковный знает весьма удовлетворительно, поведения всегда был весьма хорошего" [4].

21 февраля 1909 г. он был переведен на служение в село Иларионово Владимирского уезда.

Пройдя испытания во Владимирской духовной семинарии 29 сентября 1909 года Александр Алексеевич Никольский был удостоен звания учителя церковно-приходской школы с выдачей свидетельства.

17 января 1910 г. он был рукоположен во священника епископом Юрьевским Александром во Владимирском Кафедральном Успенском Соборе и определен священником в село Лыково, где стал и законоучителем в Слудской и Косаговской земских школах.

За труды в пастырском служении Александр Алексеевич Никольский был поощрен наградами Русской Православной Церкви.

В 1914 году ко дню Св. Пасхи Епархиальным начальством ему было преподано Архипастырское благословение.

В 1917 году ко дню Св. Пасхи Александр Алексеевич Никольский был награжден набедренником.

Наступили тяжелые послереволюционные времена становления советской власти, когда свобода вероисповедания была лишь декларацией, когда не то что проповедовать, но и просто сохранить веру было жизненно опасно. Уже с 1918 года отец Александр был лишен избирательных прав как служитель религиозного культа.

17 февраля 1921 г. Александр Алексеевич Никольский был арестован по постановлению Народного Судьи 9-го участка Владимирской губернии и уезда во Владимирский арестный дом за провозглашение в день Рождества Христова в церкви во время молебна "вечной памяти" царю Александру I вместе с хором певчих. При этом, как следует из показаний священника А.А. Никольского, он "не дал ему никакого титула, это полагается по уставу церковной службы, и о чем не было никакого распоряжения объявлено, а совершил это по привычке по церковному уставу".

С февраля по май 1921 года жителями сел Лыково, Косагово и деревень Выремша, Слуда, Чурилово было написано 16 писем, под которыми стоят более 350 подписей в поддержку священника А.А. Никольского и с просьбой освободить его [1].

"Мы, зная священника Александра Алексеевича Никольского за человека хорошего и никогда не занимавшегося контрреволюцией, просим отпустить его из тюрьмы на наше поручительство и вполне ручаемся в том, что он никуда не скроется из села Лыково".

"...Идя в защиту... заявляем, что священник Александр Никольский за время существования Советской власти, совершая богослужения в четвертый раз, в день Р.Х. до этого никогда Александра I во время богослужения не упоминал и вообще никакой агитации против Советской власти как в церкви, так и вне ее не вел. Да и не мог вести, т.к. знаем его как человека ведущего замкнутый образ жизни, который кроме церкви и своего дома нигде не бывает".

Еще одно заявление от граждан с. Косагова показывает веру людей в 1921 году в справедливость советской системы правосудия.

"Мы нижеподписавшиеся граждане села Косагово убедительно просим Владимирскую Губернскую Чрезвычайную Комиссию отпустить нам на последние дни Страстной Недели и дни Святой Пасхи сего 1921 года арестованного священника села Лыково Андреевской волости Александра Алексеевича Никольского. В дни свободного вероисповедания в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике верующим гражданам очень прискорбно будет оставаться в чтимый христианами Светлый праздник без церковного служения, а посему надеясь на Ваше гуманное чувство справедливого отношения к чувствам верующих христиан вторично покорно просим об отпуске священника Никольского".

Особо хочется отметить подвиг односельчан А.А. Никольского, которые не побоялись открыто поставить свои подписи и высказаться в защиту священника в те сложные для церкви годы.

Благодаря этим письмам священник А.А. Никольский 2 марта 1921 года решением Народного Судьи был "отпущен на свободу из-под стражи до решения дела судом с тем, чтобы он не отлучался из села Лыково".

Однако уже 18 апреля 1921 года он был вновь арестован по постановлению Владимирской губернской чрезвычайной комиссии, которой было передано его дело, и помещен в Губернскую тюрьму в общую камеру. Свидания с родными не разрешены. Теперь Александру Алексеевичу были предъявлены обвинения и в антисоветской деятельности. С чем он был категорически не согласен: "Вины за собой совершенно не признаю. Ведь всякое обвинение должно же быть чем-нибудь доказано. А иначе можно, что угодно наклеветать на человека, что и свершилось в моем деле. Убедительнейше прошу мое дело закончить или освободить меня на поручительство родных и прихожан, которые все удостоверили и подтвердили, что никогда никакой политикой я не занимался и не занимаюсь и дело такое мне совершенно не свойственно".

Несколько месяцев никакого движения по делу не происходило. Тогда 27 июня 1921 года Александр Алексеевич Никольский обратился к следователю с письменной просьбой "дать ход делу и направить его на рассмотрение. Сижу под стражей вот уже третий месяц, а между тем наступает время уборки хлеба и сенокос. Нужно что-нибудь запасти, чтобы не остаться без куска хлеба. Работать дома положительно некому, нанять --- средств нет. Что делать? Я арестован совершенно невинным и несу наказание незаслуженно. По сему, убедительно прошу привести дело мое к окончательному рассмотрению и уведомить меня о результате. Доверие к моей жизни более придают отзывы всего прихода, нежели одного человека".

5 июля 1921 года постановлением коллегии Владимирской губернской чрезвычайной комиссии за "контрреволюционные действия, вносящие в крестьянскую массу подрыв к авторитету и строительству Советской власти" был признан классовым врагом и приговорен к заключению в лагерь принудительных работ сроком на пять лет с содержанием под стражей, по всей видимости, в г. Вязники.

Однако 21 октября 1921 года постановлением тройки по пересмотру дел осужденных Владимирской губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией его наказание было определено условным, а коменданту тюрьмы предлагалось "немедленно освободить гражданина Никольского". 26 октября 1921 года священник А.А. Никольский был отпущен из-под стражи. Это тоже редкий исторический факт, по всей видимости, свершившийся под настойчивыми прошениями прихожан Покровской церкви села Лыкова.

Александр Алексеевич Никольский продолжает служить в селе Лыкове, и был лишен избирательных прав как служитель религиозного культа [5, 6].

В 1927 г. [7], по всей видимости, после кончины своего духовного наставника, протоиерея Евгения Ивановича Лебедева, А.А. Никольский был переведен на его место священником. Туда, где начинал нести свою духовную службу почти 45 лет назад --- в Михаилоархангельскую церковь с. Богдановского Гаврилово-Посадского района Ивановской промышленной области (ранее Суздальский уезд). Здесь он служит до самого закрытия церкви в феврале 1930 г.

Весной 1928 года в селе Богдановском был организован колхоз, который к осени 1929 года распространил свое влияние на окружающие селения. Для новой советской формы хозяйствования православная община была явной помехой. Поэтому в феврале 1930 года церковь была закрыта. В марте в селе Богдановском прошло массовое выступление женщин с требованием открыть закрытую церковь, которое не возымело на советскую власть никакого действия [2].

Спустя более полугода после закрытия церкви, 4 ноября 1930 г. на Александра Алексеевича Никольского было заведено очередное уголовное дело Гаврилово-Посадским РО ОГПУ. Он обвинялся в систематической антиколхозной и антисоветской агитации с использованием церковного писания и в выступлениях за открытие закрытой в феврале 1930 г. церкви. После ареста его поместили в Юрьев-Польский Домзак. Как следует из показаний по существу дела самого священника, вины своей Александр Алексеевич Никольский не признал. Он показал, что в выступлениях против закрытия церкви не участвовал, да и не мог этого делать, поскольку находился в это время в соседнем селе Андреевском, и никакой агитации против колхозов не вел [2].

18 ноября 1930 г. было утверждено обвинительное заключение, на основании которого 27 ноября 1930 года решением тройки при ПП ОГПУ по ИПО Александр Алексеевич Никольский был приговорен за агитацию против мероприятий советской власти на селе по ст. 58 п.10 УК РСФСР к высылке в Северный край сроком на 3 года.

В те годы Северный край --- это административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР, которая была образована 1 октября 1929 года и просуществовала до 5 декабря 1936 года. Административным центром был город Архангельск. Северный край располагался на территории современных Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми (административный центр --- город Сыктывкар).

По данным Информационного центра УМВД России по Архангельской области к 10 мая 1931 года Александр Алексеевич Никольский прибыл в г. Архангельск, и был направлен далее в г. Сыктывкар.

На территории Северного края располагалась огромная система лагерей ГУЛАГ. Спецпереселенцы, к которым относился и Александр Алексеевич Никольский, наряду с заключенными исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) находились под контролем НКВД, где был создан специальный отдел по спецпереселенцам. Труд спецпереселенцев в 1930-1950-е гг. на территории Коми АССР применялся преимущественно в лесной промышленности и сельском хозяйстве.

По данным Министерства юстиции Республики Коми, в архиве территориального отдела ЗАГС Корткеросского района имеется запись акта ь 18 от 19 мая 1931 года о смерти Никольского Александра Алексеевича 67 лет. По данным Отдела ЗАГС Корткеросского района --- дата смерти: 18.05.1931, место смерти --- Сторожевский район. Учитывая быструю регистрацию, смерть могла наступить в селе Сторожевске. Место захоронения может быть там же.

По воспоминаниям дочери Александра Алексеевича Никольского Елизаветы Александровны Красильщиковой (Никольской), священник скончался при переправе на лодке через некую реку. Долгое время в семье считали, что при переправе через реку Клязьму, на которой стоит город Владимир.

Однако теперь становится понятно, что это была река Вычегда, на правой стороне которой расположено село Сторожевск.

Краевед и исследователь истории ГУЛАГа Смилингис Анатолий Антонович считает, что, по всей вероятности, Александра Алексеевича Никольского определили и "везли в спецпоселок Шудог, что в 12 км от села Сторожевск. В Шудоге погибли многие священники. Условия в дороге были такие, что осужденные умирали в баржах, в которых их везли. Мне бывший редактор местной газеты И.В. Макаров рассказывал, что лично видел, как выгружали из баржи умерших заключенных на пристани Сторожевска и рядом с пристанью хоронили. Теперь от места пристани следов не осталось --- смыла вода".

Священномученик Александр Алексеевич Никольский посмертно был реабилитирован 29 мая 1992 года по делу 1930 года Прокуратурой Ивановской области и 21 июня 1993 года по делу 1921 года Прокуратурой Владимирской области.

Список литературы

  1. Архив УФСБ России по Владимирской области. Архивное уголовное дело ь П-5050.
  2. Архив УФСБ России по Ивановской области. Архивное уголовное дело ь 149-П.
  3. ГАВО Ф. 454. Оп.1. Д. 450. Ведомости об успехах. Л. 252.
  4. ГАВО Ф. 556. Оп.1. Д. 4793. Об определении священником с. Лыкова диакона-псаломщика с. Илларионова Александра Никольского 15 янв. 1- 9 февр. 1910 г., на 9 л.
  5. ГАВО Ф. Р-307. Оп. 4. Д. 36. Списки лиц, лишенных избирательных прав по уездам. 1 окт. 1925 г. --- 30 сент. 1926 г., на 429 л.
  6. ГАВО Ф. Р-307. Оп. 4. Д. 355. Покровская православная община с. Лыкова 1923-1925гг.
  7. ГАВО Ф. Р-2031. Оп. 1а. Д. 93. О лишении и восстановлении избирательных прав Ильинской А.А. 1933 г.