О периоде служения сщмч. Иоанна Кочурова в Храме Казанской иконы Божией Матери г.Силламяги

25 июля 2021г. исполняется 150 лет со дня рождения сщмч. Иоанна Кочурова

Последняя фотография сщмч. Иоанна Кочурова
Деятельность и служение священномученика протоирея Иоанна Кочурова в Храме Казанской иконы Божией Матери г.Силламяги (Силламяэ)

"Первые упоминания о деятельности протоирея Иоанна Кочурова в храме Казанской иконы Божией Матери г.Силламяэ относятся к 1909 году. Из Протокольной книги Силламягивского Церковного Попечительства, существует сообщение о выдаче протоирею Иоанну Кочурову для уплаты за дачу недостающую сумму 150 рублей согласно установленному договору (стр. 2 Протокольной книги от 8 июля)Из этого сообщения видно,что о.Иоанн Кочуров снимал на летний период дачу в местечке Силламяги. Известно, что на летний период приглашался в Силламяги, из близлежащей Нарвы, священник для совершения служб и треб, для приезжающих из Петербурга отдыхающих. По заключенному договору между храмом, в лице Попечительского Совета, и приглашенным священником , отводилась дача на берегу моря, стоимость аренды дачи и содержания священника брал на себя Попечительский Совет.

Дачный сезон в местечке Силламяэ начинался в середине мая и заканчивался в октябре,ноябре месяце. В это время в храме совершались богослужения, исполнялись требы. В зимний период служб не было.

В состав Попечительского Совета в 1909году входили Председатель Н.Н.Былов, члены протоиреи о.Иоанн Кочуров, свящ.Виталий Лебедев, свящ.Василий Поска, баронессы Анна и Екатерина Розен и другии лица в количестве 11 человек.

В задачи попечительского совета Силламяевского храма Казанской иконы Божией Матери, входило обеспечение храма всем необходимым для совершения богослужения, устройство служащего священника, различные хозяйственные и ремонтные работы,а так-же посвятительная и благотворительная деятельность.

С приходом в попечительский совет Иоанна Кочурова начинается интенсивная приходская деятельность. При его участии начинаются работы связанные с церковной пристройкой. Необходимо было создать условия для проживания священника не только в летний период, а так-же иметь помещение для прихожан, сторожа,псаломщика,устройства столовой. Среди местных отдыхающих проводились сборы пожертвований на проводимые работы.

Сохранились протоколы собраний по обсуждению стоимости работ,секретарем на одном из собраний был выбран о.Иоанн Кочуров. Рукой Иоанна Кочурова выведено,что сама постройка возможна только в марте апреле 1910 г. На этот момент О. Иоанн Кочуров являлся заштатным священником Нарвского Преображенского Собора, основной же деятельностью являлось преподавание в Нарвской Гимназии. Можно догадаться, что в летний период-(период каникул), о.Иоанн Кочуров был свободен, и служил в дачном местечке под названием Силламяги в храме Казанской иконы Божией Матери. Служащий священник приглашался в Силламяги на летний период каждый год, на основании решения и постановления Попечительского Совета. Сохранилась запись с постановлением и утверждением о.Иоанна Кочурова служащим священником в Силламягивский храм на лето 1912 года, а так-же выражается признательность и благодарность за его деятельность. В 1912 году заканчивается строительство церковного дома, и при участии и руководстве о.Иоанна Кочурова начинается деятельность по отчуждению участка земли для школы приюта на основании действующих в краю законодательств. О. Иоанн Кочуров вновь приглашается на летнее служение и в 1913 году. Кроме службы в храме о.Иоанну Кочурову поручается организация строительных работ. Особенно характерна запись в протоколе ь 19 от 6 августа 1913 года, ? По предложению председателя единогласно постановлено выразить о.Иоанну Кочерову искреннюю благодарность и сердечную признательность за усердное и благоговейное служение текущим летом, а так же за его проповеди полные глубокого религиозного чувства и благоговения. Единогласно постановили, просить преосвященного Иоанна архиепископа Рижского и Минтавского об утверждении о. Иоанна Кочурова заведующим делами Силламягивской церкови на предстоящее трехлетие.? По предложению членов совета единогласно постановлено возбудить ходатайство перед преосвященнейшим Иоанном о представлении о.Иоанна Кочурова , за его усердное и безмездное служение, а также за его энергичную деятельность по благоустройству церкви ( переделка церковного дома, ремонт церкви, сооружение церковных ворот и т.д. к очередной награде. Строительные работы по благоустройство церковной территории и благотворительность местному населению осуществлялась в силламягивской церкви путем сбора членских взносов с попечителей храма ,а так же введение сбора пожертвований с отдыхающей элиты Петербурга посредством подписного листа . С 1914 г. О. Иоанн Кочуров являетяся заведующим церковью в г. Силламяэ. В его ведение все хозяйственные и церковные дела. Состав клира в Силламяэской церкви каждый год был неоднороден. Хором руководили приезжие регента в основном из России, заезжали на дачный отдых на берегу моря и дьякона, и псаломщики и хористы. В протоколе ь 24 от 8 июля 1915 года имеется заявление о.Иоанна Кочурова об открытии при попечительстве Силламягивской церкви дамского кружка для работ в пользу русских воинов. Так же заслушано заявление старосты церкви о необходимости изыскания способов содержания храма в текущем году, т.к. обычные церковные доходы, благодаря малочисленности дачников едва достигают 20% их обычного размера. В это время шла первая мировая война, которая съедала все людские и финансовые ресурсы. В виду уменьшения доходов было выдвинуто предложения возбудить ходатайство перед министерством внутренних дел и синодом, где имеются особые фонды для вспомоществования нуждам церкви и приходам, и о выдачи Силламягивскому церковному попечительству ежегодной определенной субсидии на содержание храма. Против этого предложения возразил о.Иоанн Кочуров, указывая на то, что ?Силламяэский храм к категории нуждающихся церквей не может быть отнесен, так как его прихожане датчики- люди более или менее обеспечены. За это так же говорит то обстоятельства, что храм этот построен на средства собранные самими дачниками и без особого напряжения сил содержался ими в течении 18 лет.? После обмена мнениями было предложено учредить обход православных дачников с молебном в день престольного праздника с обращением пожертвовать средства на содержания храма.

Из этого же протокола попечительского совета узнаем, что протоирею о. Иоанну Кочерову, в виду семейных обстоятельств и возрастающей дороговизны жизни в Силламягах ,становится непосильным безмездное служение, которое он нес в течении 6 лет, при этом было предложено попечительству установить определенное вознаграждение священнику- чтобы обеспечить протоирею о.Иоанну Кочерову возможность и впредь продолжать свое плодотворное служение в Силламягивском храме. Собрание, признав, что дача в церковном доме не отличается особыми удобствами, и не может быть признана достаточным вознаграждением за труд священника, постановили установить сверх арендной платы вознаграждение сваященнику в размере 100 рублей. Дамский кружок при попечительстве, для помощи русским воином в Силламяэги, организованный при участии о. Иоанна Кочурова успешно функционировал, покупая материалы для воинского белья, марли, бинтов. Труженицами дамского кружка осуществлялся пошив воинской формы , приводилась в порядок белье солдат прибывших с фронта. С 1915 года старостой храма был выбран г.Кузнецов П.Г. ,который много сделал для Силламягивского храма. При его участии была собрана сумма денег на постройку храма. Сам он сделал крупное пожертвование. О. Иоанн Кочуров отмечает, что староста Кузнецов П.Г. с первой службы в нашем храме до настоящего времени поет на клиросе и читает. По предложению протоирея о.Иоанна Кочурова внесено предложение о возбуждении хадатайство перед епархиальным начальством о награждении Кузнецова П.Г. за усердную службу. Последние упоминание об о.Иоанне Кочурове в попечительской книге относится к 8 июлю 1917 года, где он единогласно избран почетным членом попечительства, в виду его благотворной деятельности на пользу храма. Протокол от 6 августа 1917 года утверждался уже без подписи отца Иоанна Кочурова. Первые упоминания о деятельности о. Иоанна Кочурова в г. Силламяги относятся к 1909 году. Можно с полной уверенностью утверждать, что в летние периоды с 1909 г по 1917 г. служил и плодотворно действовал, на благо православной церкви в г.Силламяги, ныне канонизированный протоирей Иоанн Кочуров."

"Ровно через пять месяцев после кончины отца Иоанна, 31 марта 1918 года, когда количество поименно известных Священному Синоду убиенных священнослужителей уже достигло 15 человек, в храме Московской духовной семинарии Святейшим Патриархом Тихоном в сослужении 4 архиереев и 10 архимандритов и протоиереев была совершена первая в истории Русской Православной Церкви XX века "заупокойная Литургия по новым священномученикам и мученикам". Во время произнесения на заупокойной Литургии и панихиде молитвенных возношений "Об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных" вслед за первым убиенным архиереем митрополитом Владимиром поминался первый убиенный протоиерей Иоанн --- отец Иоанн Кочуров, открывший своей исповеднической кончиной служение сонма новомучеников Русской Церкви XX века."