Выписка из журналов заседания Священного Синода от 11 марта 2011 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно ходатайства Преосвященного митрополита Вятского и Слободского Марка включить имя протоиерея Николая Флорова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: "В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых" (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских).

Протоиерей Николай Семенович Флоров родился 10 октября 1870 года в селе Пушейское Слободского уезда Вятской губернии в семье священника Симеона Флорова.

После окончания в 1894 году Вятской духовной семинарии был назначен учителем в церковно-приходскую школу села Юмы Котельничского уезда.

После женитьбы в 1895 году Николай Флоров был рукоположен в сан диакона, а затем и священника. Неся свое служения в разных селах Вятской губернии, священник Николай активно занимался просвещением народа: трудился законоучителем в училищах по месту служения; составил церковно-приходскую летопись Вознесенской церкви села Гостево, которая удостоилась высокой оценки вятского историка Верещагина; проводил народные чтения о Святой Земле; многократно публиковался в "Вятских епархиальных ведомостях"; возглавлял церковно-приходские школы.

В годы Великой войны священник Николай много писал о русских героях, погибших на фронтах, служил молебны, говорил проповеди, в которых призывал к милосердию, к помощи пострадавшим, раненым, искалеченным воинам. В 1914-1915 годах отец Николай плодотворно сотрудничал с некоторыми общероссийскими духовными изданиями, прежде всего с ежемесячным изданием "Пастырь-проповедник". За эти годы им было написано и опубликовано более 120 проповедей, речей и слов, которые свидетельствуют о его особом внимании к судьбам простых людей.

В мае 1918 года священник Николай был временно определен к Вознесенскому храму села Гостево. В июле 1918 года в городе Котельниче в качестве заложников были взяты представители духовенства, среди которых - священник Николай Флоров. По его словам, он был освобожден благодаря ходатайству красноармейца - сына священника Ивана Тепляшина.

Ведомость Вознесенской церкви села Гостева за 1921 год свидетельствует о том, что священник Николай Флоров активно руководил своим приходом, был председателем церковно-приходского совета. Его рукой записано, что в 1921 году совет заботился о религиозно-нравственном просвещении прихода и обучении детей Закону Божию и церковному пению в здании храма.

В 1923 году отец Николай Флоров был избран на должность благочинного первого Котельничского округа. В феврале 1924 года он выступил на обновленческом Епархиальном съезде в Вятке с критикой обновленческого движения. В эти годы он был возведен в сан протоиерея.

В 1929 году протоиерей Николай назначен настоятелем Благовещенского храма в соседнее село Окатьево. Клирик этого же храма протоиерей Александр Чемоданов сообщал в епархиальный совет: "Мы, пастыри, в частности, о. Н. Флоров, оборвались до невозможности. В особенности о. Николай ходит положительно в рубище, какого не одевают даже окатьевские нищие, и одеться и обуться в теплую одежду не на что". При этом сам отец Николай писал супруге, что живет спокойно, читает святителя Феофана, пишет духовную музыку.

После закрытия в том же году храма в селе Окатьево протоиерей Николай ненадолго вернулся в село Гостево, где подвергся экспроприации всего имущества, включая дом.

Вскоре протоиерей Николай Флоров был приглашен на службу в село Кобра, где в течение двух лет перед этим были арестованы четыре священника и диакон. Понимая, что его, вероятно, ожидает арест, протоиерей Николай, тем не менее, приехал служить в село Кобру.

В октябре 1932 года протоиерей Николай Флоров был арестован. Почти за год до ареста он сделал на тетрадном листочке запись карандашом: "Остаюсь среди христиан навсегда. 1931 г. 28 октября".

Из заключения протоиерей Николай писал архиепископу Евгению (Зернову): "В вину мне поставили "регистрацию прихода". Я исполнил пастырский долг, открыл общину и совершал богослужения. Полагаю, я подражал апостольской ревности и томлюсь во Имя Христово". Протоиерей Николай был осужден на три года высылки в Северный край. Но будучи тяжело больным, он был освобожден из заключения в связи с переполненностью тюрем в едва живом состоянии 3 июля 1933 года. В тот же день он отошел ко Господу.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Включить имя протоиерея Николая Флорова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
  2. Память священноисповедника Николая Флорова совершать 20 июня / 3 июля в день его кончины.
  3. Честные останки священноисповедника Николая Флорова, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
  4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
* * *
СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имен нескольких святых, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви.

Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: "В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых" (Деяние о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских, пункт 14).

Освященный Архиерейский Собор 2008 года поручил Священному Синоду по надлежащем рассмотрении "принять решение по вопросу, связанному с прославлением святых Русской Православной Церковью Заграницей, канонизированных в период разделения" (Определение по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых).

На Архиерейском Соборе 2016 года было принято решение об общецерковном прославлении ряда святых, ранее канонизованных Русской Зарубежной Церковью.

Изучив за истекший период жизнеописания ряда подвижников благочестия эпохи гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке, Синодальная комиссия по канонизации святых в согласии с учрежденной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рабочей группой по решению вопросов расхождения в месяцесловах Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви приняла решение представить Священному Синоду предложение о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имен нескольких святых, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви: священномучеников Максима (Жижиленко), епископа Серпуховского (+1931); Сергия (Дружинина), епископа Нарвского (+1937); Константина Жданова (+1919), Николая Околовича (+1934), Николая Прозорова (+1930), Сергия Тихомирова (+1930), пресвитеров; насельников Раифской Богородицкой пустыни преподобномучеников иеромонахов Антония (Чиркова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова) и послушника Петра Тупицына (+1930).

Священномученики Константин Жданов и Николай Околович, пресвитеры, ранее также прославлены как местночтимые святые в Белорусском экзархате.

Преподобномученики Раифские прославлены как местночтимые святые в Казанской епархии.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имена следующих святых, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви:
  2. Честные останки мучеников, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
  3. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.
* * *
СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о рассмотрении Синодальной богослужебной комиссией ряда тропарей и кондаков.

ПОСТАНОВИЛИ:

Утвердить:

Месяца септемврия в 10-й день
Священномученника Василия Максимова, пресвитера Кабановскаго

Тропарь, глас 4:
Пастырю добрый и кроткий,/ Церкве Христовы верный служителю,/ паству твою Словом Жизни питая,/ лютых мучений не убоялся еси,/ смерть за Христа претерпевый,/ венца нетленнаго сподобился еси,/ священномучениче Василие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:
Ревность о Бозе стяжав измлада,/ пастырства крест восприял еси,/ многия скорби и болезни в житии твоем претерпел еси,/ утешение в молитве обретая./ Люди твоя в смутную годину добре упасл еси,/ слово истины усердно возвещая./ Сего ради от безбожных мучителей люте гонимый,/ смерти временныя не устрашился еси./ Священномучениче Василие,/ дерзновение к Богу имея,/ моли спастися душам нашим.

Месяца ноемврия в 27-й день
Священномученика Иоанна Смирнова, пресвитера

Тропарь, глас 5:
Добрым подвигом подвизаяся,/ украшение иереем явился еси, отче Иоанне,/ любомудрию же отцев Синайских поучаяся,/ разум истине Христовой покорил еси,/ пастве твоей образ чистоты и благочестия явив,/ кровию мученическою житие запечатлел еси./ Темже Богу предстоя,/ моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:
Молитвенника тепла/ обрете тя земля Московская,/ священномучениче Иоанне,/ ты бо, в пастырских трудах усердно подвизаяся,/ многия на стези спасения наставил еси/ и, от Христа мученическим венцем украсився,/ во обителех райских водворился еси./ Темже тя любовию величаем

Месяца декабря во 2-й день
Священномученика Сергия, пресвитера Анискинскаго

Тропарь, глас 2:
Смирением и кротостию украсився,/ пастырь добрый явился еси,/ священномучениче Сергие,/ и, мужественне во благочестии подвизався,/ от безбожных пострадал еси даже до крове./ Сего ради, мученический венец стяжав,/ велие дерзновение имаши ко Господу,/ Того моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:
Яко смиренный Христов служитель,/ гонения лютая от богоборцев претерпел еси,/ ныне же с лики новомученик Церкве Русския/ в ризах белых Агнцу Божию предстоиши,/ отче наш Сергие./ Моли, Егоже всем сердцем возлюбил еси,/ в Православней вере нам утвердитися/ и спастися душам нашим.

Месяца марта в 1-й день
Преподобномученицы Дарии (Зайцевой)

Тропарь, глас 4:
Агница Твоя, Иисусе, и кроткая голубица Дария,/ яко заколение непорочно и приношение чисто,/ любовию принесшися в жертву Тебе,/ сочетася преподобных светлейшему лику/ и мучеников доблестному полку./ Тоя молитвами, Христе Боже,/ яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 8:
Добродетели иноческия стяжавши,/ благочестием и любовию себе украсила еси,/ мук же и смерти не убоявшися,/ тело свое не пощадила еси./ Темже, верою тьму безбожия посрамивши,/ наследница Царствия Христова явилася еси./ Сего ради с любовию зовем ти:/ радуйся, Дарие преподобномученице, в духовней брани нас укрепляющая.

Месяца ианнуария в 26-й день
Мученика Иоанна Попова

Тропарь, глас 2:
Возшед на гору истиннаго богопознания,/ сокровище Духа Святаго восприял еси,/ богоносных же отцев глаголы изъясняя,/ непорочному житию их подражал еси/ и кровию твоею Церковь Русскую украсил еси./ Темже, Иоанне мучениче преславне,/ моли Христа Бога о чтущих память твою,/ да спасет души наша.

Кондак, глас 6:
Христа всем сердцем возлюбив,/ образ нам явил еси/ словом, житием, терпением,/ верою, упованием, любовию;/ страданием же святых последовав,/ венец мученический приял еси./ И ныне, во славе Пресвятей Троице предстоя,/ добропобедне Иоанне,/ моли спастися душам нашим.